Налоги, фонды и про низкое налоговое бремя / Алексей Бачеров /
В этой статье мы немного поговорим о налогах и фондах. Мы постараемся расказать об этом простым и понятным языком. Мы надеемся, что такой стиль изложения позволит простым людям понять сложности, с которыми сталкивается их работодатель, и посмотреть на многочисленные заявления наших политиков с другого ракурса. Понять, почему у нас тяжело идет борьба с корупцией, почему у нас низкая инвестиционная привлекательность, и задуматься над высокой степенью оффшоризации нашей экономики.
Наш президент любит говорить, что в нашей стране самые низкие налоги. Сказать, что он лукавит, значит не сказать ничего. С другой стороны в его словах нет лжи с точки зрения закона. В чем тут дело? Разберемся.
Условно все налоги можно поделить на две категории, которые относятся к налогам организаций (юридических лиц) и налогам граждан (физических лиц). Налогов много, мы обратим внимание на те, которые относятся непосредственно к коммерческой деятельности. Важно упомянуть, что Бухгалтерский учет и Налоговый учет отличаются. Эти различия вносят существенные перекосы при определенных видах деятельности и финансовом планировании любой организации. Незнание особенностей при расчете налогов является серьезной проблемой для начинающих предпринимателей.
Начнем с налогов организаций (мы не претендуем на корректное название со стороны Налогового кодекса, а скорее говорим о сущности налогов. Да простят нас бухгалтеры):
Налог на прибыль – налог, который уплачивается с разницы полученных (иногда начисленных, но чтобы не сильно путать читателя мы будем опускать бухгалтерские тонкости) доходов и понесенных расходов за период. При использовании Общей системы налогообложения (ОСН) он составляет 20%, при использовании упрощенной (УСН) - 15%.
Формально 15% УСН не является налогом на прибыль, но по своей сути он очень к нему близок. Вообще УСН бывает двух типов 15% где налоговой базой являются доходы минус расходы, и 6% где налоговой базой служат только доходы. Вариант 6% УСН в нашей терминологии можно назвать налогом с валового дохода.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – можно назвать «сквозным» налогом, который всегда в конечном счете будет уплачен конечным потребителем. Компании на УСН не платят данного налога. Его «работу» лучше всего продемонстрировать на простом примере.
Предположим мы как ИП на УСН 6% смастерили стол и хотим его продать. Первым покупателем нашего стола является Организация1, которая применяет ОСН. Предположим, что мы продали свой стол за 1000 рублей. Теперь эта организация продает его организации-партнеру, которая также использует ОСН. Первая организация должна продать наш стол за:
Организация2 продает наш стол конечному потребителю. Какова его цена?
Налог на дивиденды – этот налог платится компанией, когда она распределяет чистую прибыль среди своих акционеров (участников). Он составляет 9%. Например, по итогам года чистая прибыль компании составила 1 млн рублей. На собрание акционеров было принято решение о распределении 20% полученной чистой прибыли, то есть 200 тысяч. Реально же акционерам будет выплачено 200 тысяч - 9% = 182 тысячи.
Если предположить, что Организация2 сделала только одну операцию и у неё не было работников, имущества и т.п., то можно посчитать сколько она заплатит налогов государству. Её валовый доход 1416, её расход 1298, тогда операционная прибыль:
Используя ту же логику расчетов с Организацией1, бюджет получит 198 в виде НДС, 20 рублей в виде налога на прибыль, и 7,2 рубля при распределении прибыли.
Мы как ИП заплатим 60 рублей (1000 * 6%). Итого общие отчисления в бюджет со всей этой операции составят 270,4 копейки. Или 27% от первоначальной нашей цены. Если предположить, что мы также использовали маржу в 100 рублей, то общее налоговое бремя на всю операцию и со всех участников составило 30% (или 270,4/900 рублей). Вот первый простой пример о налогооблажении и реального бремени его для всей экономики. И это мы еще не перешли к налогам физических лиц и отчислениям в фонды.
У гражданина (физического лица) по сути всего один коммерческий налог – Подоходный (НДФЛ). Ставка по нему 13%. Но дело в том, что большинство граждан никогда не держит деньги, перечисленные в бюджет по этому налогу в своих руках. Этот налог очень часто уплачивается организациями, которые являются налоговыми агентами для них. В первую очередь это касается работодателей, потом различных посредников (например брокеров, банки и т.п.). Поэтому физические лица очень редко ощущают бремя НДФЛ лично. Например, человек устраиваясь на работу говорит: «Я хочу зарплату в 10000 рублей», он имеет ввиду те деньги, которые он получит "на руки", то есть его зарплата в реальности будет 11500 (так как 13% составят 1495 рублей) и тогда ему можно будет выплатить его 10005 рублей. Таким образом, он только за счет НДФЛ стоит работодателю на 13% дороже его желаний. Но это еще полбеды. Самое неприятное начинается дальше, когда работодатель считает отчисления в различные фонды. Но прежде посмотрим как измениться наша картина "со столом", если мы добавим в Организацию 1 и 2 по одному работнику, которые получат зарплату в размере 100 рублей каждый с учетом НДФЛ.
Итак, себестоимость стола 900, мы как ИП продали его за 1000. Чтобы покрыть издержки и заработать маржу в 100 рублей стоимость стола в Организации1 должна быть равна: 1000 + 100 + 100 (добавилась зарплата) + 216 = 1416. Организация2 должна продать его уже за:
наши 60 рублей + (216 + 13 + 20 + 7,2) Организация1 + (36 + 13 + 20 + 7,2) Организация2 = 392,4 или 43% от себестоимости стола в 900 рублей.
И это только цветочки. Теперь о ягодках. Если про НДФЛ люди еще что-то и где-то слышали, то про отчисления в фонды они обычно не знают ничего. Вернее они знают, что работодатель должен осуществлять формирования их пенсии, но на этом их знания обычно и заканчиваются. Все мы видели рекламу нашего Пенсионного фонда РФ, где симпатичная женщина говорит потенциальному начальнику: «Хороший руководитель без пенсии не оставит!», так вот посмотрим, что же такое отчисления в пенсионный фонд РФ и другие.
Формально отчисления не имеют отношения к налогам. Это выплаты в различные государственные фонды. Однако отчисления в них являются обязательными для всех работодателей и их величина строго регламентирована. Поэтому на зарплату, которая полагается сотруднику (с учетом НДФЛ!) в бюджет из кармана работодателя (организации) уходят живые деньги. Фондов по большому счету всего три:
- Первый – Фонд социального страхование. Для обычных компаний действует две ставки 0,2% на страхование от несчастных случаев, и 2,9% на обязательное социальное страхование. Уплачиваются отчисления по обоим.
- Второй – Фонд обязательного медицинского страхования. Общая ставка (федеральная и муниципальная) составляет 5,1%.
- Третий – Пенсионный фонд РФ - действует три ставки. Если работник родился до 1967 года, то работодатель отчисляет 22%, если после, то два платежа - 16% на страховую часть пенсии, и 6% на накопительную, что в совокупности также составляет 22%.
Итак, сколько же реально стоит сотрудник компании, который захотел зарплату в 10000 рублей? Посчитаем:
10005 + 1495 (НДФЛ) + 23 (0,2%) + 333,5 (2,9%) + 586,5 (5,1%) + 2530 (6%+16%) = 14973. То есть в 1,5 раза больше.
Объяснения этих отчислений может быть разным. Но по экономической сути эти отчисления равноценны налогу для работодателя.
Как вы думаете, сколько наш стол будет стоить после всех этих отчислений? Интересно посчитать?
1000 + 100 + (100 + 30,2) + 221,44 = 1451,64 на Организации1
1000 + 100 + 100 + 130,2 + 130,2 + 262,87 = 1723,27 на Организации2
Сколько же всего будет перечислено в бюджет?
наши 60 рублей + (221,4 + 13 + 30,2 + 20 + 7,2) Организация1 + (41,43 + 13 + 30,2 + 20 + 7,2) Организация2 = 463,6 или 51% от себестоимости стола в 900 рублей.
И здесь еще нет отчислений, которые должен сделать сам ИП по фондам. Вот оно реальное бремя - 51%! Никакое оно не низкое! Оно почти как у всех развитых стран. Только особенности нашего бумаготворчества и сложности трактования нашего налогового кодекса, создают не очень приятную инвестиционную среду для ведения бизнеса. Но это отдельная тема.
Мы копнули только чуть-чуть, а ведь есть множество нюансов, как в этих налогах, так и во множестве других. При этом самое большое бремя в процентом выражении приходится именно на малый бизнес, поскольку он не обладает физическим активами, а его бизнес модель завязана на услугах, иными словами на работниках. Именно на них приходится общих отчислений в размере 50% от фактически полученной зарплаты. Неудивительно, что у нас процветают серые схемы, обналичка и все что с этим связано.
Как можно было бы решить данный вопрос? Логично было бы перенести оплату всех этих расходов на само физическое лицо – работника и дать возможность человеку выбирать самому, будет он пользоваться услугами Пенсионного фонда РФ, например, или нет. Это решение пугающе простое, но оно формирует два существенных социальных аспекта, но прежде чем мы к ним перейдем, хотелось бы немного опередить те возражения, которые будут высказаны в противовес такому решению.
Одним и пожалуй самым главным аргументом будет разговор о том, что делать с настоящими пенсионерами, а не будущими. Им же нужно платить пенсии. Да, нужно, но не из средств ныне трудящихся. Необходимо сокращать бюджеты, перераспределять налоги, полученные за счет продажи нефти и газа в пользу Советских пенсионеров, использовать иные источники доходов, но только не за счет нынешнего поколения. У нас нет цифр, чтобы дать конкретные рекомендации, но мы уверены, что разумный подход вкупе с нормальной борьбой с коррупцией и другими мерами способны экономически решить данную задачу. Схожие же ответы нужно искать и в обязательном медицинском страховании. Мы понимаем, что это задача очень тяжелая, но совершенно не значит, что она не решаема.
- На самом деле большинство аргументов против будут ширмой, чтобы закрыть другое. А именно не желание любой власти (правящей или желающий править) создать предпосылки для формирования тех самых социальных аспектов, о которых мы писали раньше. Каких?
- Первое. Если человек будет получать всю сумму сам и сам же платить налоги и делать отчисления, то несложно понять, что его гражданская позиция будет расти с космической скоростью. Когда он увидит, что он отдал от своего дохода 30%, который подержал в руках и почувствовал, что называется вкус денег, он захочет напрямую спросить у «власти» а где эти деньги? Как они потрачены? Почему сметы в 10 раз выше рыночных? Почему чиновник сидит в машине за 3 млн рублей с личным шофером? Почему государственный подряд по озеленению территории у его дома выиграл не сосед по площадке, которого он знает 10 лет, а некая «РОМАШКА», которой отроду 10 дней? Все эти болезни нынешней системы будут решены в течении 2-5 лет, потому что ни что так не «заводит» человека как отдать кому-то то, что ему принадлежало. Каждый желающий может поговорить с психологом на подобную тему.
- Второе. Следует за первым. В такой системе власть не сможет манипулировать мнением пенсионеров, работников в сфере бесплатного медицинского обслуживания и т.д., давая им подачки и обещания и жестко контролируя все поступающие средства. Частично, контроль уйдет от власти, что создаст трудности при перенаправлении денежных потоков в нужные русла. В таком случае придется искать компромисс со своими гражданами, который сейчас искать не нужно. Придется ходить на выборы и завоевывать электорат. Придется участвовать в предвыборной гонке и отвечать в дебатах на неудобные вопросы конкурентов. Это сложно. Это риск.
Стоя по одну сторону черту госслужбы, мы хотим справедливости. Окажись по другую, мы захотели бы контроля. Ничто не бывает простым, но и ни что не будет сложным, если посмотреть в корень и узреть истину (глубоко философская мысль).
Мы надеемся, что данный небольшой экскурс в нашу налоговую систему позволит обычным людям лучше понять сложности с которыми сталкивается добросовестный работодатель. А ведь еще есть Трудовая инспекция, Пожарные, Различные регуляторы типа Центрального банка, Саморегулируемые организации и т.п. Там работает много людей, и все они тоже хотят кушать, при этом не создавая никаких благ (если отбросить осуществления контроля как экономическое благо). О чиновниках и почему они «плодятся» отлично написал Сирил Норкот Паркинсон в своей бессмертной работе «Законы Паркинсона». Думаем вам понравится его работа, вы от души посмеетесь и грустно подумаете, что все что там изложено - правда.
29 января 2014