Деньги и Власть. Или что такое современные деньги?  / Алексей Бачеров /

Банки и банкноты
   Первые банки занимались исключительно депозитной деятельностью, то есть хранили ценности. По крайней мере, это верно для Англии, а также для первых банков Гамбурга и Амстердама. Однако банковская деятельность приобрела важное значение с началом эмиссионной деятельности (в данном случае, чтобы не путать читателя мы имеем ввиду деятельности по выпуску банкнот). Готовность людей хранить деньги и драгоценности в банках неизмеримо выросла с того момента, когда они стали получать что-то взамен - например, банкноты, которые можно было передавать из рук в руки. После того, как банкирам в результате обращения банкнот удалось завоевать доверие публики, люди начали оставлять на хранение в банках крупные суммы денег под обеспечение всего лишь бухгалтерской записи. Более того, банкиры имели возможность давать взаймы в сколько-нибудь крупных масштабах из тех сумм, что были депонированы (оставлены на храннеия) в их банках, лишь когда они были в состоянии выплатить по своим банкнотам в том случае, если бы спрос вкладчиков на наличные деньги внезапно возрос. Выпуск банкнот явился той сферой, где возникли и первые банковские проблемы, а именно здесь государства в наиболее сильной степени стремились установить монополии через систему выдачи лицензий.

   (Для более глубокого понимания возможностей по извлечению прибыли банком из эмиссионной деятельности, в приложении к данной статье рассмотрены две схемы)

   Происхождение банковского дела в его современном понимании может быть датировано примерно серединой XVII в., когда торговцы начали хранить свободные остатки принадлежащих им денег и драгоценных металлов в золотых мастерских. Мастера, в свою очередь, стали предлагать торговцам процент на такого рода вклады, поскольку они получали возможность отдать их в рост по еще более высокой ставке. Расписки мастеров, подтверждающие принятие вклада на хранение, стали циркулировать в качестве денег. Это со временем породило множество небольших частных фирм, каждая из которых обладала равными правами и занималась выпуском векселей в неограниченных масштабах и вне государственного контроля. Второй этап в истории банковского дела можно связать с учреждением Банка Англии (Bank of England) в 1694 г. А началась это история в результате политического события довольно случайного характера. Для обеспечения своих финансовых нужд Карл II (Charles II) был вынужден в значительной мере полагаться на кредиты лондонских банкиров. Его долг рос быстрыми темпами, и в 1672 г. он приказал казначейству приостановить выплаты денег, в том числе в счет собственных займов. Тем самым доверие к королю оказалось подорванным на многие десятилетия. И именно стремление найти замену таким образом разрушенному источнику займов вынудило Вильяма III (William III) и его правительство обратиться к схеме финансиста по имени Паттерсон (Patterson), которая предполагала создание института, известного под названием Управляющий и Ко при Банке Англии (Governor and Company of the Bank of England). Его учреждение было оформлено в Законе Таннеджа (Tunnage Act), в котором, среди множества других статей при образовании Банка числилось: "для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1,200,000 фунтов стерлинга".
   Ранняя деятельность Банка оказалась последовательностью взаимных услуг, обмен которыми происходил между услужливой корпорацией и нуждающимся правительством. Капитал Банка при образовании составлял 1,200,000 фунтов стерлингов. Эта сумма была незамедлительно выдана в долг правительству, в обмен на что Банку было разрешено выпустить банкноты на эту сумму. Внезапный выпуск столь большого объема банкнот сопровождался полным набором элементов денежной инфляции. В 1697 г. правительство обновило и расширило привилегии Банка, разрешив ему увеличить собственный капитал и, таким образом, расширить выпуск банкнот. Кроме того, правительство предоставило Банку монопольное право на ведение правительственных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству должны были производиться через Банк, - это привело к существенному росту престижа Банка.
   Этот исторический эпизод очевиднейшим образом указывает на постепенный уход от политики обеспеченных банкнот, к банкнотам обеспеченным обязательствами государства. Хотя пройдет еще больше 300 лет, пока банкноты вообще не будут обеспечены золотом.

   Мы не будем подробно останавливаться на дальнейшей истории развития Банка Англии, скажем только, что Законом от 1833 г., банкноты Банка Англии признавались законным средством платежа (с исключением для самого Банка) до тех пор, пока они были конвертируемы в золото. Дальнейшие события можно охарактеризовать как закрепление за Банком Англии функций центрального банка.
   Как и в случае с более ранними формами денег (до банкнот), мы видим, что операции с банкнотами, были необходимы правительству Англии сохранения власти и золотого запаса в казне государства, который мог быть использован только для внешних расчетов. При этом законом от 1833 года удалось отделить внутренний рынок товаро-денежных отношений от внешнего путем некоего сформировавшегося обычая обращения бумажных банкнот внутри страны и закрепления за данными банкнотами денежных прав.
   История становления Банка Англии, является началом эры бумажных денег. Однако существенную роль в этом сыграла другая страна. Соединенные Штаты Америки пошли намного дальше английского правительства, чему опять же способствовали исторические события, а именно Вторая Мировая Война.

Начало необеспеченных банкнот
Но прежде необходимо немного подробнее ознакомиться с историей развития банковской деятельности в США и появлением Федерального Резерва.
   Банковская система США пережила несколько этапов развития, и для нашего исследования полезным будет ознакомиться с периодом свободных банков с 1837 по 1862 года, так как именно в этот период были заложены и закреплены некоторые существенные основы сегодняшнего положения вещей.
   Начиная с 1838 г., в политике ряда штатов произошли изменения, сделавшие возможным учреждение банков без лицензии. Начало новой политики ознаменовалось принятием штатом Нью-Йорк в 1838 г. так называемого Закона о Свободном Банковском Режиме (Free-Banking Law). В соответствии с этим законом, любому человеку либо ассоциации людей предоставлялись эмиссионные права при условии депонирования в офисе Контроллера (Контроллер [Comptroller] -- высшее финансовое должностное лицо Соединенных Штатов) ценных бумаг определенного вида на сумму эмиссии.

   Для депонирования могли быть использованы любые акции Соединенных Штатов и отдельных штатов, утвержденные Контроллером. Сюда же относились некоторые виды облигаций и закладных под недвижимость. В случае если банк оказывался не в состоянии платить по своим банкнотам, Контроллер продавал заложенные ценные бумаги и погашал банкноты.
   Система депонирования облигаций привела к закреплению банковских инвестиций за определенными их видами. Таковыми, как правило, являлись облигации федерального уровня либо уровня штата. Вскоре стало ясно, что закладные и прочие виды кредитов под залог недвижимости недостаточно ликвидны, чтобы служить средством обеспечения векселей. Другим неожиданным результатом стало то, что объем вексельного обращения попал в зависимость oт цен на облигации штатов и федерального правительства. (Здесь, те из читателей, которые подкованы в инвестиционной сфере, увидят хорошо известную на сегодняшний день зависимость процентных ставок любых облигаций от государственных облигаций США).
   Очевидным последствием данной практики стал постепенный уход от обеспеченности банкнот золотом на внутреннем рынке США. И это наравне с другими историческими событиями приводило к весьма частым финансовым потрясениям в этот период, примерно каждые 7 – 12 лет.

Закон о федеральном резерве
   После наиболее тяжёлого кризиса 1907 года, некоторые американцы стали склоняться к тому, что страна нуждается в банковской и денежной реформе, которая, в случае угрозы финансового кризиса, сможет обеспечить резерв ликвидных средств и, более того, позволит регулировать денежное обращение и кредиты в пределах экономики США.
   В январе 1911 года, после трехлетнего всестороннего изучения американских финансовых потребностей и доступных ресурсов, проведенных расследований и слушаний во многих американских городах, посещения многих иностранных банковских учреждений Нельсон Олдрич представил план по реформированию национальных банковских и финансовых учреждений группе бизнесменов в Вашингтоне. Это план, который был столь явно подготовлен под влиянием крупных банков, раскритиковали «прогрессивисты».
   «План Олдрича» требовал создания Национальной Резервной Ассоциации с 15 региональными отделениями, контроль над которой должен был осуществляться советом директоров, большинство из которых были бы банкирами. Резервная Ассоциация предоставляла бы чрезвычайные кредиты банкам-членам, печатала бы деньги, и действовала бы в качестве фискального агента (агент по сбору доходов в казну от различных источников, в том числе налогов), правительства США.
   Так как «План Олдрича» по сути дела отдавал полный контроль над системой частным банкам, идея встретила сильное сопротивление со стороны сельскохозяйственных и западных штатов из-за опасений, что это может стать инструментом управления определенных богатых и влиятельных финансистов в Нью-Йорке. Предложенный Олдричем законопроект не был принят по причине недостаточной публичной поддержки и все возрастающей оппозиции.
   В результате этих событий, начиная с мая 1912 года до января 1913 года комитет под председательством Арсена Пужоу, подкомитет Комиссии Палаты по банковской деятельности и валюте, провел слушания о факте создания монополии “Денежный Трест”. В ходе этих слушаний большинство американцев было убежденно в том, что окончательный контроль над американской банковской и финансовой системах сосредоточено в руках крошечной группы финансистов с Уолл-Стрит.

   Другим ключевым моментом в 1912 году на ряду со слушаниям комитета Пужоу было избрание президентом США демократа Вудро Вильсона и это окончательно уничтожило план республиканца Олдрича. Новый президент дал торжественное обещание, что финансовая реформа пройдет без создания центрального банка. Однако Вильсон знал очень мало о банковской деятельности и должен был полагаться на мнения экспертов при разработке своего плана реформирования банковской и денежной систем. Наиболее важными экспертами были конгрессмен Гласс Картер, демократ от штата Виргиния (вскоре ставший председателем Комиссии Палаты по банковской деятельности и валюте), и экспертный советник комитета, в прошлом профессор экономики Паркер Уиллис.
   Гласс и Уиллис 26 Декабря 1912 года предложили президенту план, который предполагал создание 12 или более региональных резервных банков, управляемых частным образом, которые бы держали часть резервов банков-членов, также выполняя другие функции центрального банка, выпуская валюту в обмен на коммерческие активы и золото. Данное предложение очень понравилось президенту, но он хотел добавить нечто большее — некий центральный комитет для осуществления контроля и координирования работы региональных резервных банков, то, что он называл «замковым камнем» всей структуры. «Замковый камень» Вилсона это есть не что иное, как Совет управляющих ФРС (Федеральной Резервной Системой), который должен был быть государственным органом, в отличии от управляемого банкирами центрального банка в «плане Олдрича». Новый план отводил важную роль Совету управляющих ФРС. Кроме этого вместо предлагаемой Олдричем валюты, являющейся облигацией (долговым обязательством) частных банкиров, новая банкнота (билет) Федеральной резервной системы будет долговым обязательством казначейства США. Также в новом плане членство в общенациональной системе банков, созданных на основе Закона о банках (chartered bank), было обязательным, а не опциональным. Данный план Гласса-Уиллиса, модифицированный Вильсоном, в дальнейшем и лег в основу Закона о Федеральном Резерве.
   После нескольких месяцев слушаний, дебатов, голосований и поправок, предложенный законопроект, состоящий из 30 секций, был принят как Закон о Федеральном Резерве. Палата 22 декабря 1913 согласилась с докладом согласительного комитета палаты законодательного органа с Законом о Федеральном Резерве.
   Таким образом, положения закона о Федеральном Резерве четко закрепили за банкнотами Федеральной Резервной системы долговые обязательства казначейства США. Однако на этом история золотого обеспечения банкнот еще не закончилась. И вплоть до 1970-х годов в том или ином виде доллары США были жестко привязаны к золоту при международных расчетах. Однако, как и в случае с Банком Англии, внутренний рынок был целиком отделен от внешнего, а банкноты Федерального Резерва стали законным средством платежа.

»»» далее