Деньги и Власть. Или что такое современные деньги? / Алексей Бачеров /
Эпоха золотого доллара
Главной вехой воцарения доллара как резервной и теперь уже мировой валюты, можно назвать Бреттон-Вудское соглашение - международная система организации денежных отношений и торговых расчетов, установленная в результате Бреттон-Вудской конференции (с 1 по 22 июля 1944 г.). Основными принципами данной системы были:
- Цена золота была жестко фиксирована - 35 долларов за унцию;
- Установлены твердые обменные курсы для валют стран-участниц к ключевой валюте;
- Центральные банки поддерживают стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте (+/- 1 %) с помощью валютных интервенций;
- Допускаются изменения курсов валют через ревальвации (повышение курса национальной валюты по отношению к доллару США) или девальвации (понижение курса национальной валюты по отношению к доллару США);
- Организационные звенья системы — Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов и поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением принципов работы валютных систем стран-участниц, обеспечивает валютное сотрудничество.
В результате США получили валютную гегемонию, что в свою очередь привело к появлению Долларового стандарта международной валютной системы. Точнее сказать - Золотодолларового стандарта. В середине XX века США принадлежало 70 % всего мирового запаса золота. Доллар — валюта, конвертируемая в золото, — стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютных интервенций и резервных активов. Национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами. Но все же еще не современными деньгами.
Таким образом, мы прошли путь от металлических денег к бумажным, обеспеченным золотом, и разделению международных расчётов и внутреннего рынка. И как видно из истории, все эти события однозначно указывают только на один явный факт. Золотые деньги мешали удерживать власть в определенных руках. Механизмы устрашения были уже не столь эффективны, люди становились более образованными, религиозные школы теряли свое влияние. Нужно было каким-то образом исключить государство и казначейство из товаро-денежных отношений внутри страны. То есть заставить или убедить население в том, что бумажные деньги также надежны, как золото, оставив последнее на случай крайней необходимости под свои контролем. С этой задачей отлично справились центральные банки, получив при этом эмиссионные права или как это сейчас называют печатный станок, который де факто полностью контролируется правительством. И все бы так и осталось, если бы не глобализация рыночных отношений.
Бреттон-Вудская система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Крах доллара был предопределен. Золотые запасы США таяли буквально на глазах: временами по 3 тонны в день. И это опять же несмотря на все мыслимые и немыслимые меры, которые предпринимало правительство США, чтобы остановить утечку. Возможности для обмена долларов на золото были всячески ограничены: он мог осуществляться только на официальном уровне и только в одном месте - в Казначействе США. Но цифры говорят сами за себя: с 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились с 21 800 до 9838,2 тонны - более чем в два раза.
Последнюю точку в этом "бегстве от доллара" поставил генерал де Голль, не ограничившись только декларацией о необходимости ликвидации приоритета доллара. От слов он перешел к делу, предъявив США к обмену 1,5 миллиарда долларов США. Разразился скандал. США стали давить на Францию как партнера по НАТО. И тогда генерал де Голль пошел еще дальше, объявив о выходе Франции из НАТО, ликвидации всех 189 натовских баз на территории Франции и выводе 35 тысяч натовских солдат. В довершение ко всему во время своего официального визита в США он предъявил к обмену на золото 750 миллионов долларов. И США были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены.
Конечно, такие масштабы не могли "повалить доллар", но удар был нанесен в самое уязвимое место - "ахиллесову пяту" доллара. Генерал де Голль создал опаснейший для США прецедент.
Но и правительство США вскоре приняло не менее беспрецедентные защитные меры, в одностороннем порядке отказавшись от всех своих принятых ранее международных обязательств по золотому обеспечению доллара.
Конец обеспеченных денег
8 января 1976 года золотому стандарту был положен конец и начала действовать Ямайская валютная система, основанная на модели свободной конвертации валют для которой характерно постоянное колебание обменных курсов. Ее особенностями являются:
- официально отменен золотой стандарт и золотые паритеты (отменена привязка валют к золоту как для внутренних, так и для международных операций);
- зафиксирована демонетизация золота: центральным банкам разрешается продавать и покупать золото как обычный товар по рыночным ценам;
- введена система СДР (специальные права заимствования), которые можно использовать как «мировые деньги» для формирования валютных резервов. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. В функции СДР также входит регулирование платежных балансов и соизмерение стоимости национальных валют;
- помимо СДР, резервными валютами официально были признаны доллар США, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская иена, марка ФРГ, французский франк (последние две трансформировались в евро);
- установлен режим свободно плавающих валютных курсов: их котировка формируется на валютном рынке на основе спроса и предложения;
- государства могут самостоятельно определять режим формирования валютного курса из нескольких вариантов.
Главным практическим значением новой системы стал отказ от фиксированных валютных курсов, в основе которых лежало золотое содержание валют, и переход к плавающим валютным курсам. Рынок золота из основного денежного рынка превратился в разновидность товарного рынка.
Механизм действия Ямайской валютной системы можно описать так. Страны-члены МВФ получили определенную долю СДР в соответствии с долями в основном капитале фонда. СДР функционируют только как расчетные единицы, при определенных условиях они могут быть обращены в национальную валюту. С 1 января 1981 года МВФ использовал упрощенную котировку СДР на основе средневзвешенного курса валютной корзины, состоявшей из следующих валют: доллар США — 42 %, немецкая марка — 19 %, французский франк, английский фунт стерлингов, японская иена — по 13 % (в соответствии с удельным весом валют в международной торговле, они периодически пересматриваются).
Вместо выводов
Что мы имеем в итоге. Современные деньги, которые по существу являются банкнотами центральных банков и представляют из себя обязательства государств и СДР, эмиссия которых лежит на МВФ. То есть, держа в руках рубли, доллары, евро, мы владеем какими-то долгами правительств перед своими гражданами и эфемерными права заимствований, которые теоретически могут быть возвращены путем эмиссии ничем не подкрепленных новых банкнот-денег. А главное, можем ли мы востребовать эти долги? Вряд ли.
Не стоит верить, что такая ситуация характерна только для мировых валют. Отнюдь. Многие национальные валюты, такие как рубль, находятся в еще более незавидном положении, так как обеспечены валютными резервами (и в меньшей степени золотыми, например в доле золотовалютных резервов России только 10% настоящего золота) и состоят из тех же мировых валют. То есть являются своего рода производными (или как говорят в финансовом мире – деревативами) от доллара США. Не сложно догадаться, что крах доверия к мировой валюте приведет к полному краху и их производных. Однако стоит оговориться, что с промышленностью этих стран в целом ничего не произойдет. Измениться только система мер. Хотя на это потребуется время.
Сейчас принято говорить об обеспеченности национальных валют такими показателями как ВВП страны, золотовалютные резервы и т.п. В свете проведенного нами исследования все это обеспечение оказывается фикцией, так как данные показатели измеряются все теми же современными деньгами. Деньги это долг, долг это деньги, и долг еще могут обесценить, списать или проще - не вернуть. Что это за система как не финансовая пирамида? И если Ямайская система лучше золотого стандарта, тогда почему центральные банки и государства продолжают копить и хранить золото? Ответ лежит на поверхности. Потому что кризис доверия к мировым валютам (к любой или ко всем одновременно) вернет нас к золотому паритету (соотношению между национальными валютами различных стран, устанавливаемое по их золотому обеспечению). И все снова вспомнят старую поговорку «Вы знаете золотое правило? У кого есть золото, тот и устанавливает правила!» Или по-другому: «у кого в руках деньги, тот и обладает властью».
Где философский камень?
В свете рассмотренной нами истории денег возникают неутешительные выводы, и всплывает ряд вопросов, на которые мы не сможем дать сейчас никаких ответов, но они позволят нам задуматься:
- Если деньги – это всего лишь долг правительства перед своими гражданами, то сколько нам платят за наш труд?
- Любая мировая валюта это финансовая пирамида, которая существует только благодаря доверию к ней всех участников. Что произойдет, когда такое доверие исчезнет? И если это коснется не местных валют, как это произошло в 1997 году в России, а мировых, особенно такой, как доллар США?
- Одним из существенных вопросов можно несомненно назвать следующий: когда случится кризис доверия, и какие события будут предварять его?
- Кто же стоит у руля современных денег? Действующие правительства стран (по крайней мере публичные) не похожи на людей глубоко понимающих суть денег, а следовательно вряд ли являются кукловодами мирового масштаба. Но, возможно, это всего лишь «правильный способ подачи информации».