Исследование фондового рынка  / Генри Клуз /



   Все, что стоит делать, стоит делать хорошо. Чтобы делать что-нибудь хорошо, нужно досконально изучить предмет, не обязательно по книгам; книги, если не считать изложения принципов, довольно неважные учителя.

   Фондовый рынок – в высшей степени плодотворная и обворожительная область изучения, привлекающая больше влиятельных и обеспеченных людей, чем любая другая сфера деятельности в жизни Америки. И, конечно, фондовый рынок объект большого количества исследований. Причины, по которым результаты столь многих исследований не всегда соразмерны с затраченными усилиями и использованным временем, многочисленны. Некоторые из них сводятся к следующему.

   Люди имеют предвзятые взгляды. Они не желают освобождать свои умы от существующих теорий и заставлять себя иметь дело непосредственно с фактами. Они склонны основывать свои заключения на мнениях других. Далее, мнения относительно ценности чего-либо всегда отличаются, а мнения относительно будущих ценностей отличаются еще больше, так же, как спицы колеса расходятся тем больше, чем дальше вы уходите от центра. Заглядывая в будущее, вы уходите от центра настоящего. Люди обычно не желают действовать исходя из заключений, противоречащих их желаниям, а это включает и принятие немедленных убытков. Они (люди) напоминают раненого человека, отказывающегося разрешить хирургу отрезать ногу, когда ему говорят, что ампутация, по всей вероятности, спасет его жизнь. Они склонны учиться поверхностно, без тщательности, используя случайные и неглубокие знания там, где даже самой точной информации едва ли достаточно.

   Можно добавить и другие причины, но в этом нет необходимости. Некий король простил муниципалитет некоего города, который не смог дать салют в его честь, услышав первую же из приготовленных ему пятидесяти уважительных причин, – не было пороха. Остальные сорок девять так и остались не разглашенными. Так и здесь было дано достаточно причин, объясняющих, почему столь многим людям не удается успешно изучать фондовый рынок.

   Очень легко разносить на части различные системы, якобы наверняка обеспечивающие победу на фондовой бирже, и критиковать методы изучения предубежденных, но чрезвычайно трудно установить абсолютные правила успешного изучения рынка акций. Существует лишь одно неизменное правило, но, чтобы его соблюдать, требуется большой капитал и немалое терпение. Вот оно: покупайте только то, что вы можете оплатить; покупайте, когда дешево и продавайте, когда дорого. Силу этого правила могут видеть даже самые малые финансовые младенцы.

   Но даже это предписание имеет свои слабые пункты. Например, как человек может быть абсолютно уверен, что данная акция дешевая или дорогая в данное время? Вы говорите, по сравнению? Но, если он сравнивает цену с тем, что было в любой прошлый период, он должен указать все факты, имевшие место в тот период и оказавшие влияние на эту акцию. Эти факты могут исчисляться тысячами и быть разбросанными по всем частям страны, поэтому у нашего исследователя весьма нелегкая задача. Далее он должен вынести ясное суждение и решение типа того, что делают солдаты, когда заряжают батареи, и он должен быть готов на следующий день узнать, что оказался не прав. После тщательного и исчерпывающего изучения всех имеющихся материалов он покупает акции, скажем, по 60 процентов от номинала, что дешево, и они действительно стоят больше денег, а на следующий день может оказаться, что они идут по 50. В этом случае он теряет 10 долл. на каждой акции; но, если он подержит их и они, в конечном счете, продвинутся к номиналу, он получит прибыль 40 долл. на акцию.

   А предположим, он продает в любой данный день по номиналу, а неделей позже акции продаются по 110, тогда он теряет 10 долл. на акцию. Таким образом, эта "безопасная" дорога к успеху имеет свои колдобины, как и другие, хотя они (дороги) не настолько опасны. На такой дороге нет смертельных ловушек. У людей, путешествующих по ней, не возникает соблазна совершить растрату и самоубийство.

   Хорас Грили однажды сказал, что для возобновления платежей звонкой монетой надо возобновить платежи звонкой монетой; точно так же можно сказать: чтобы изучать фондовый рынок, надо изучать фондовый рынок. Один выдающийся и, как правило, успешный фондовый оператор того периода известен тем, что ежедневно получал многочисленные информационные сообщения из различных частей страны относительно состояния урожая зерновых, погоды, грузового и пассажирского движения, то есть все факты, могущие влиять на статус железнодорожных предприятий. Эти отдельные "кусочки" информации не доступны для широкой публики – они стоят слишком дорого и требуют слишком много оборудования. Но бюро общественной информации непрерывно рассылают информацию, и она большей частью заслуживает доверия. Этот класс фактов следует отделять от простых слухов.

   Слух, как правило, сомнителен и ненадежен. Его можно сравнить с мультипликацией, начинающейся маленькой и компактной, но по мере движения становящейся больше и менее определенной по форме, пока, наконец, не вырастает подобно чудовищному облаку, не имеющему ни формы, ни последовательности, и, наконец, исчезает, причем никто не знает, как или где. Изучение фактов, как правило, ведет к правильным выводам; а правильные выводы подталкивают к мудрым трансакциям.

   Например, большие урожаи в Соединенных Штатах в 1891 году, вместе с фактом бедных урожаев в Европе в том же самом году, привели к заключению: увеличится спрос на наши зерновые для поставки за рубеж, и доходы наших железных дорог повысятся. Заключения были правильными, доходы действительно повысились, и здравомыслящие исследователи рынка купили акции в расчете на их повышение. Затем тот факт, что акции повысились и продолжали повышаться, соединенный с фактом, что покупателем теперь стала широкая публика, и с дополнительным фактом, что публика предпочитает выступать в роли покупателя и покупать по высоким ценам и не покупать вообще, если цены невысокие, подтолкнул тех же самых здравомыслящих исследователей продать те же самые акции, пока цены высоки, включая и акции, которые они имели, и большие количества акций, которых они не имели. Вновь изучение фактов привело к мудрым заключениям, и эти заключения вылились в успешные результаты. И как быки, и как медведи, мудрые исследователи хорошо заработали. Невнимательная и поверхностная публика, появившаяся слишком поздно в роли быков, пришла в конце концов к вынужденному решению стать неохотными продавцами с большими или меньшими убытками, в некоторых случаях достаточно серьезными, чтобы разрушить домохозяйства и разорить граждан.

   Таким образом, человек, изучающий действительную стоимость, не должен довольствоваться одним этим. Он должен изучать факты, которые во времена стрессов и потрясений заставляют активы, обладающие действительной стоимостью, колебаться если не в сумме, то по манере так же дико, как самые фантастические ценные бумаги, и он должен знать: никакие маржевые операции не являются по-настоящему безопасными, если маржа не превышает обычного размера колебания и не поддерживается такими же большими резервами. Некоторые преподаватели финансов утверждают: риски не должны превышать 25 процентов вашего капитала. Это чрезмерное благоразумие; человек, держащийся в полумиле от края утеса, никогда с него не упадет. Тот, кто тщательно изучает рынок акций, рано или поздно понимает: если он может оплатить половину рыночной цены своих бумаг, ему не нужно особенно беспокоиться о другой половине, то есть о разумном выборе активов.

   Здесь не идет речь об акциях, которые в декабре продаются по 72, а в марте по 30. Тот, кто покупает такие товары, должен оплатить их и, отложив их в сторону, позволить им вылеживаться с таким же терпением, как курица, высиживающая яйца.

   Задача исследователя фондового рынка в некоторые периоды весьма не проста. Иногда объем импорта велик, а экспорта – мал. Мы продаем иностранцам миллион хлопка в неделю и покупаем у них два миллиона кофе в неделю, при этом хлопок приносит нам незначительную прибыль, а кофе дает иностранцам огромную прибыль. Другие страны время от времени, похоже, не предпочитают наше зерно зерну из России и с Востока, несмотря на то, что эти иностранные рынки изумительного качества и хороших цен существуют, боюсь, лишь в воображении сторонников свободной торговли. Кроме того, задолженность корпораций и частных лиц действует как постоянная угроза естественной тенденции к ссуживанию свободного капитала полезным предприятиям.

   И все же в основе всей этой бурной массы фактов лежат законы природы; если мы изучим их относительно контролируемых ими объектов, эти законы окажутся работающими так же точно, как восход солнца. Крах чудовищной угольной комбинации, столь же жестокой, как повышение цен на воду или воздух, результат законов природы, и эти же законы работают сегодня, и факты всегда с нами. Дело людей прилежных найти их и получить на них прибыль.