Моя руководящая идея / Генри Форд /
Страна наша только начала развиваться, но что бы ни толковали о наших поразительных успехах, – мы едва-едва затронули верхний покров. И все же успехи наши достаточно изумительны. Однако, если сравнить сделанное с тем, что предстоит еще сделать, все наши успехи обращаются в ничто. Стоит только вспомнить, что для обработки земли расходуется гораздо больше сил, чем на всех промышленных предприятиях страны, вместе взятых, – и сразу получаешь представление о стоящих перед нами проблемах. И именно теперь, когда столько государств переживают процесс брожения, теперь, при царящем всюду беспокойстве, настал, по-видимому, момент, когда уместно наметить кое-что из области предстоящих задач в свете задач, уже разрешенных.
Когда кто-либо заводит разговор о возрастающей роли машины и промышленности, перед нами сразу возникает мир в образе холодного металла, в котором деревья, цветы, птицы, луга вытеснены огромными заводами, состоящими из железных машин и машин-людей. Такого представления я не разделяю. Более того, полагаю, что, если мы не научимся правильно пользоваться машинами, у нас не будет времени наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.
По-моему, мы достаточно много сделали для того, чтобы постичь радости жизни, ясно представляя различие между понятиями "существование" и "добывание средств к существованию". Тем не менее мы расточаем столько времени и энергии именно на это последнее, что их совсем мало остается на жизненные утехи. Энергия и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они лишь средство для достижения некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, которые носят мое имя, не только как на автомобили. Если бы они были только таковыми, я бы предпринял что-нибудь другое. Для меня они – наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собой нечто большее, чем просто деловую теорию, а именно: теорию, цель которой – создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества автомобилей Форда важен только потому, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой я могу представлять существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.
Если бы я преследовал только корыстные цели, я бы не стремился к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня просто превосходной: она в избытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает самой высокой степени производительности, ибо способствует ее расточению на всех этапах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Эта система лишена плана.
Все зависит от степени планомерности и целесообразности. Я ничего не имею против всеобщей тенденции к критике новых идей. Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей. Скептицизм, совпадающий с осторожностью, – компас цивилизации. Нет такой идеи, которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха потому, что она новая; но если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее на практике.
Мне прежде всего хочется доказать, что применяемые нами идеи могут быть использованы всюду; что они касаются не только области автомобилей или тракторов, но как бы входят в состав некоего общего кодекса. Я твердо убежден, что этот кодекс вполне естественный. И мне хотелось бы доказать это с такой непреложностью, которая привела бы в результате к признанию наших идей не в качестве новых, а именно в качестве естественного кодекса.
Вполне естественно работать, сознавая, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Я не собираюсь предлагать ничего, что выходило бы за пределы безусловного признания этого естественного принципа. Я исхожу всего лишь из предположения, что мы должны работать. Достигнутые же нами успехи представляют собой, в сущности, результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и стараться понять, что чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный здравый человеческий смысл.
Одно из первых правил осторожности учит нас быть настороже и не смешивать реакционных действий с разумными мерами. Мы только что пережили период, фейерверочный во всех отношениях; были завалены программами и планами идеалистического прогресса; но от этого дальше не ушли. Все вместе походило на митинг, а не только на поступательное движение: услышали массу прекрасных вещей, но когда вернулись домой, то вдруг открыли, что огонь в очаге погас. Реакционеры обычно пользуются подавленностью, наступающей вслед за такими периодами, и начинают ссылаться на "доброе старое время", большей частью заполненное злейшими старинными злоупотреблениями. У них нет ни дальновидности, ни фантазии, но при случае они сходят за "людей практических". Их возвращение к власти нередко приветствуется как возврат к здравому смыслу.
Основные виды деятельности – земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна жизнь общества. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них – квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и жизнь общества.
Работы – сколько угодно, а дела – это не что иное, как работа. Но спекуляция готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами; она означает не больше и не меньше как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Вообще путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно не способно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в других главных городах штатов того, что они сделать не в силах – значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно излечит бедность и устранит привилегии, нам суждено созерцать, как бедность растет и привилегии умножаются. Мы слишком долго полагались на Вашингтон, и у нас слишком много законодателей (хотя все же им не столь привольно у нас, как в других странах), а они приписывают законам силу, им не присущую.
Если внушить стране, например нашей, что Вашингтон является небесами, где поверх облаков восседают на тронах всемогущество и всеведение, то страна подпадет в зависимость, не обещающую ничего хорошего в будущем. Помощь придет не из Вашингтона, а от нас самих; более того, мы сами, может быть, в состоянии помочь Вашингтону как некоему центру, где сосредоточиваются плоды наших трудов для дальнейшего их распределения на общее благо. Мы можем помочь правительству, а не правительство нам.
Девиз "Поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации" очень хорош не только потому, что он полезен и в делах, и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений; объявление независимости – не коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов – не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценности жизни народу. Правительство – только слуга его и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб, но, начиная властвовать, они идут вразрез с природой. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству, но реализовать их оно иногда не в состоянии. Правда, правительства могут манипулировать валютой, как они уже это делали в Европе (и как сейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом произносится много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый.
В высшей степени невероятно, чтобы такой интеллигентный народ, как наш, был способен заглушить основные процессы хозяйственной жизни. Большинство людей знает, что даром ничего не дается. Большинство людей чувствует инстинктивно, даже не сознавая этого, что деньги – не богатство. Вульгарные теории, обещающие все что угодно каждому и ничего не требующие взамен, тотчас же отвергаются инстинктом рядового человека – даже в том случае, когда он не в состоянии логически осмыслить, почему он так к ним относится. Он знает, что они лживы, и этого достаточно. Нынешний порядок, невзирая на его неуклюжесть, частые промахи и различного рода недочеты, обладает тем преимуществом по сравнению со всяким другим, что он функционирует. Несомненно, и нынешний порядок постепенно перейдет в другой, и другой порядок тоже будет функционировать не столько сам по себе, сколько в зависимости от вложенного в него людьми содержания. Правильна ли наша система? Конечно, неправильна с тысячи сторон. Тяжеловесна? Да! С точки зрения права и разума она Давно должна бы рухнуть. Но она держится.
Хозяйственный принцип – это труд. Труд – это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. Человеческий труд создал из сезона жатвы то, чем он стал ныне. Экономический принцип гласит: каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого создать мы не можем, – над материалом, который нам дан природой.
Нравственный принцип – это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет больше, чем хлеб, – крадет священное человеческое право. Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. Капиталисты, ставшие таковыми благодаря торговле деньгами, являются неизбежным злом. Но даже они могут оказаться не злом, если их деньги вновь вливаются в производство. Но если их деньги затрудняют распределение, воздвигают барьеры между потребителем и производителем, то тогда они в самом деле вредители, чье существование прекратится, как только деньги будут лучше приспособлены к трудовым отношениям. А это произойдет тогда, когда все осознают, что только работа, одна работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью.
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, который может работать, но не желает, не получил бы тоже в полной мере возмещение за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть предоставлена возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничег о не дал обществу, то ему и требовать от общества нечего – ему будет предоставлена свобода умереть от голода. Утверждая, что каждый должен иметь больше, чем он, собственно, заслужил, только потому, что и некоторые другие получают больше, чем им причитается по праву, мы далеко не уйдем.
Не может быть утверждения более нелепого и более вредного для человечества, как то, что все люди равны.
В природе не существует двух предметов абсолютно равных. Мы строим свои машины не иначе как с заменяемыми деталями. Все эти детали похожи друг на друга так, как только могут быть похожи, когда применяются химический анализ, точнейшие приборы и тщательное изготовление. Нет поэтому никакой нужды и в испытаниях. При виде двух "фордов", внешне столь похожих друг на друга, что никто не может их различить, и с деталями и частями, столь сходными, что их можно поставить одну на место другой, невольно приходит в голову, что они и в самом деле одинаковы. Но это отнюдь не так – они различны в работе. У нас есть люди, ездившие на сотнях, иногда на тысячах фордовских автомобилей, и они утверждают, что нет даже двух абсолютно одинаковых машин; что, если они проехали на новой машине час или даже меньше и эта машина поставлена затем в ряду других машин, тоже испытанных ими в течение часа при одинаковых условиях, они, хотя и не в состоянии будут различить по внешнему виду отдельные машины, все же различат их в езде.
До сих пор я говорил о различных предметах в общем, перейдем теперь к конкретным примерам. Каждого человека следовало бы поставить в такие условия, чтобы масштаб его жизни находился в тесном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу. Своевременно сказать несколько слов на эту тему, ибо мы только что пережили период, когда в отношении большинства людей вопрос о сумме их услуг стоял на последнем плане. Мы были на пути к такому положению, когда никто уже не спрашивал об этих услугах – чеки поступали автоматически. Прежде клиент оказывал честь продавцу своими заказами; в дальнейшем отношения изменились и продавец стал оказывать честь клиенту, исполняя его заказы. В деловой жизни это зло. Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло. Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает предприятие таким здоровым, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само. Все слишком легко доставалось в деловой жизни; пошатнулся принцип определенного, реального, соответствия между ценностью и ее эквивалентом. Отпала необходимость думать об удовлетворении клиентуры. В определенных кругах возобладал даже род тенденции гнать клиентов к черту. Некоторые обозначали это состояние как "расцвет деловой жизни". Но это ни в коем случае не означало расцвета. Это была попросту ненужная погоня за деньгами, не имевшая ничего общего с деловой жизнью.
Если не держать постоянно в поле зрения цель, очень легко перегрузить себя деньгами и потом, в непрестанной погоне заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать потребителя тем, что ему на самом деле нужно. Вершить дела ради чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – выпуск доброкачественных и дешевых продуктов, которые приносили бы пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматривается в ложной перспективе, значит, фальсифицируется в угоду производителю и продукция.
Благополучие производителя зависит в конечном счете также и от пользы, которую он приносит народу. Правда, некоторое время он может вести свои дела недурно, обслуживая исключительно себя. Но это ненадолго. Стоит народу сообразить, что производитель работает только на себя, – и конец его недалек. Во время военного подъема производители заботились главным образом о том, чтобы обслуживать себя. Но как только народ понял это, то многие из них разорились. Эти люди утверждали, что они попали в полосу "депрессии". Но дело было не так. Они попросту пытались, вооружившись невежеством, вступить в борьбу со здравым смыслом, а такая политика никогда не удается. Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке.
Деньги, вполне естественно, получаются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег – не праздность, а умножение средств для службы обществу. Для меня лично нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права. В цивилизованном обществе нет места тунеядцам. А всевозможные проекты упразднения денег приводят только к усложнению вопроса, так как нельзя обойтись без меновых знаков. Конечно, остается под большим сомнением: дает ли наша нынешняя денежная система прочное основание для обмена? Это вопрос, которого я коснусь ближе в одной из следующих глав. Мое главное возражение против нынешней денежной системы то, что она трактуется часто как самоцель. А при этом условии она во многих отношениях тормозит производство, вместо того чтобы способствовать ему.
Моя цель – простота. В общем, люди имеют так мало; и удовлетворение основных жизненных потребностей (не говоря уже о роскоши, на которую каждый, по моему мнению, имеет известное право) обходится так дорого потому, что почти все производится нами намного сложнее, чем нужно. Наша одежда, жилище, квартирная обстановка – все могло бы быть гораздо проще и вместе с тем красивее. Это происходит потому, что все предметы в прошлом изготовлялись по определенной технологии, и нынешние фабриканты идут проторенной дорогой.
Но я не утверждаю, что мы должны удариться в другую крайность. В этом абсолютно нет необходимости. Вовсе не нужно, чтобы наше платье состояло из мешка с дырой для просовывания головы. Правда, его легко изготовить, но оно было бы чрезвычайно непрактично. Одеяло – не шедевр порняжного искусства, но никто из нас не наработал бы много, если бы мы разгуливали, по образцу индейцев, в одеялах. Подлинная простота связана с пониманием практичного и целесообразного. Недостаток всех радикальных реформ в том, что они хотят изменить человека и приспособить его к определенным предметам. Я полагаю, что попытки ввести для женщин платье "реформ" исходят непременно от безобразных особ, желающих, чтобы и другие женщины были безобразны. Иначе говоря, все происходит шиворот-навыворот. Следует взять что-либо, уже доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Это прежде всего относится к обуви, одежде, домам, машинам, железным дорогам, пароходам, летательным аппаратам. Устраняя лишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и лишние расходы на производство. Логика простая. Но, как ни странно, процесс начинается чаще всего с удешевления производства, а не с упрощения продукта производства. Мы должны обязательно исходить из самого продукта. Важно прежде всего исследовать: действительно ли он так хорош, как должен быть; выполняет ли он в максимальной степени свое назначение? Затем – применен ли материал лучший из возможных или только самый дорогой? И, наконец, допускает ли он упрощения в конструкции и уменьшение веса?
И так далее.
Лишний вес столь же бессмыслен в любом предмете, как значок на кучерской шляпе; пожалуй, еще бессмысленнее. Значок может в конце концов служить для опознания, в то время как лишний вес означает только лишние затраты силы. Для меня загадка: на чем основано смешение понятий тяжести и силы? Все это очень хорошо в бабе для забивки свай, но к чему приводить в движение лишний вес, когда этим ничего не достигается? К чему обременять специальным весом машину, применяемую в качестве транспорта? Почему бы не перенести излишний вес на груз, который транспортируется этой машиной? Полные люди не в состоянии бегать так быстро, как худощавые; а мы придаем большей части наших транспортных машин такую грузность, будто мертвый вес и объем увеличивают скорость! Бедность в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов.
В деле устранения лишней тяжести мы еще больше продвинемся вперед, например в отношении древесных материалов. Дерево – великолепный материал для некоторых частей и деталей, хотя и очень неэкономичный. Дерево, входящее в состав фордовской машины, содержит около 30 фунтов воды. Несомненно, тут возможны улучшения. Необходимо найти средство, при помощи которого будет достигнута оптимальная мощность и эластичность без излишнего веса. Точно так же и в тысяче других предметов.
Земледелец сам слишком утяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Если бы устроить завод по образцу обыкновенной фермы, его необходимо было бы переполнить рабочими. Самая скверная фабрика в Европе едва ли организована так скверно, как рядовое крестьянское хозяйство. Механическая энергия и электричество здесь почти не применяются. Не только все делается руками, но в большинстве случаев не обращается внимания на самую малую целесообразную организацию. В продолжение рабочего дня фермер раз двенадцать, вероятно, взбирается по шаткой лестнице и спускается вниз. Он будет годы подряд надрываться, таская воду, вместо того чтобы проложить метр-другой водопроводной трубы. А если потребуется выполнить дополнительную работу, то первая его мысль – нанять еще рабочих. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. Поэтому-то продукты сельского хозяйства даже при самых низких ценах все еще слишком дороги, и доход фермера при самых благоприятных условиях ничтожен. В таком разбазаривании времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка.
На моей собственной ферме в Дирборне все делается при помощи машин. Но, хотя во многих отношениях расточению сил поставлены пределы, мы далеки еще от подлинно экономного ведения хозяйства. До сих пор мы не имели еще возможности уделить внимание этому вопросу непрерывно в течение 5-10 лет, чтобы установить, что еще требует доработок. Остается сделать больше, чем сделано. И все же мы постоянно получали, вне зависимости от рыночных Цен, прекрасный доход, так как у себя на ферме мы не фермеры, а промышленники. Как только земледелец научится смотреть на себя как на промышленника, со всем свойственным этому последнему отвращением к расточительности вотношении материала и рабочей силы, цены на продукты сельского хозяйства так упадут, а доходы так повысятся, что каждому хватит на пропитание, и сельское хозяйство наконец приобретет репутацию наименее рискованной и наиболее выгодной сферы деятельности.
В недостаточном знакомстве с технологией и подлинной сущностью профессии, а также и с лучшими формами ее организации кроется причина малой доходности занятия сельским хозяйством. Но и все, что будет организовано по образцу сельского хозяйства, обречено на бездоходность. Фермер надеется на счастье и на своих предков. Он не имеет понятия об экономии производства и о сбыте. Фабрикант, ничего не смыслящий в экономии производства и в сбыте, продержался бы недолго. А то, что фермер держится, доказывает только, как изумительно прибыльно само по себе сельское хозяйство. В высшей степени просты средства для достижения дешевой и значительной продукции как в промышленной, так и в сельскохозяйственной областях; и это означает, что всем всего хватит. Но хуже всего то, что повсюду существует тенденция осложнять даже самые простые вещи. Вот, например, так называемые "улучшения".
Когда заходит речь об улучшениях, проектируется обычно изменение в фабрикате. "Улучшенный" фабрикат – это тот, который подвергся изменению. Мое понимание понятия "улучшение" совершенно иное. Я считаю вообще неправильным начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат. Это, конечно, не значит, что никогда не следует вносить в фабрикат изменения. Я только считаю более хозяйственным лишь тогда браться за опыт производства, когда получена полная уверенность в доброкачественности и пригодности материалов и расчетов. Если такой уверенности при ближайшем рассмотрении не получилось, то следует спокойно продолжать изыскания, пока нужная уверенность не появится. Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспособляются к фабрикату. Этим путем заостряется резец предприятия и в конце концов окажется, что выиграно время. Форсирование продукции без предварительной уверенности в самом продукте было скрытой причиной многих катастроф. Сколько людей, по-видимому, уверено, что важнее всего устройство фабрики, сбыт, финансовые средства, деловое руководство. На самом деле важнее всего сам продукт, и всякое форсирование продукции до того, как продукт усовершенствован, означает пустую трату сил. Прошло двенадцать лет, прежде чем я закончил "Модель Т", удовлетворяющую меня во всех отношениях, – ту самую, которая теперь пользуется известностью в качестве фордовской машины. Мы даже не делали попыток приступить к производству в полном смысле этого слова, пока не получили настоящего фабриката. Этот последний с тех пор не подвергался существенным изменениям.
Мы непрестанно производили опыты применения новых идей. Проезжая поблизости от Дирборна, можно встретиться со всевозможными моделями фордовских машин. Это испытываемые машины, а не новые модели. Я не игнорирую ни одной хорошей идеи, но уклоняюсь от того, чтобы решать немедленно, хороша ли она на самом деле. Если идея оказывается действительно хорошей или хотя бы только открывает новые возможности, то я за то, чтобы испытать ее всячески. Но от этих испытаний еще бесконечно далеко до изменений. В то время как большинство фабрикантов охотнее решаются на изменения в фабрикатах, чем в методах их производства, мы используем как раз обратный подход.
В методах нашего производства мы предприняли ряд значительнейших изменений, тут никогда не бывает застоя. Мне кажется, что с тех пор, как мы построили наш первый автомобиль нынешней модели, ни одно из прежних устройств не осталось без изменений. Вот причина дешевизны нашего производства. Те небольшие изменения, которые введены в наших машинах, имеют целью повысить Удобства во время езды или усилить ее мощность. Применяемые в производстве материалы меняются, конечно, тоже по мере того, как мы учимся разбираться в них.
Точно так же мы хотим обезопасить себя от заминок в производстве или от необходимости повышать цены в связи с возможным недостатком каких-либо отдельных материалов. Для этого мы почти для всех частей имеем материал заменяющий. Например, из всех сортов стали в самом большом ходу у нас сорт с добавлением ванадия. Величайшая прочность соединяется в нем с минимальным весом. Но мы были бы всего-навсего плохими коммерсантами, если бы поставили все наше будущее в зависимость от возможности достать ванадий. Поэтому мы нашли металл, его заменяющий. Все сорта нашей стали совершенно своеобразны, но для каждого отдельного сорта у нас есть, по крайней мере, одна замена, а то и несколько, причем все испытаны и все оказались годными. То же можно сказать о всех разновидностях наших материалов, а также о всех отдельных частях и деталях. Сначала мы сами производили только немногие части, а моторы и вовсе не делали. В настоящее время мы сами производим моторы, а также почти все детали, потому что это обходится гораздо дешевле. Мы делаем это также для того, чтобы на нас не влияли рыночные кризисы и чтобы заграничные фабриканты не парализовали нас своею неспособностью доставлять нужное. За время войны цены на стекло поднялись на головокружительную высоту, а мы числились в первых рядах потребителей. В настоящее время мы приступили к сооружению собственной стекольной фабрики. Если бы мы всю нашу энергию затратили на изменение в фабрикате, мы недалеко ушли бы; но так как мы никаких изменений в фабрикате не производили, мы имели возможность сосредоточить все силы на усовершенствовании приемов изготовления.
Самая важная часть в зубиле – это острие. На эту истину прежде всего опирается наше предприятие. В зубиле не так много зависит от тонкости изготовления или качества стали и добротности отковки; но если в нем нет острия, то это не зубило, а всего только кусок металла. Другими словами, важна действительная, а не мнимая польза. Какой смысл ударять тупым зубилом с огромным напряжением сил, если легкий удар отточенным зубилом выполняет ту же работу? Зубило существует, чтобы им срубать, а не колотить. Удары – это только попутное явление. Значит, если мы хотим работать, почему бы не сосредоточить свою волю на работе и не выполнить ее кратчайшим способом? Острием в промышленной жизни является та линия, по которой происходит соприкосновение продукта производства с потребителем. Недоброкачественный продукт – это зубило с тупым острием. Чтобы протолкнуть его, нужно затратить много лишней силы. Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек неподходящий, то и машина не в состоянии выполнить работу правильно, и наоборот. Требовать, чтобы на ту или иную работу тратилось больше силы, чем это абсолютно необходимо, – значит быть расточительным. Итак, квинтэссенция моей идеи в том, что расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность. Но расточительность и алчность вовсе не неизбежное зло. Расточительность вытекает большею частью из недостаточно сознательного отношения к нашим действиям или из небрежного их выполнения. Алчность – это род близорукости. Цель моя заключалась в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать также с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размеры сбыта. Равным образом цель моя в процессе такого производства – обеспечить максимум заработной платы, иначе говоря – максимальную покупательную способность. А так как и этот прием ведет к минимальным издержкам и мы продаем с минимумом прибыли, то мы в состоянии привести наш продукт в соответствие с покупательной способностью. Основанное нами предприятие действительно приносит пользу, и потому мне хочется поговорить о нем. Основные принципы нашего производства гласят:
- Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. А прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.
- Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает попытку испортить, в погоне за наживой, жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.
- Работу на общее благо ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получиться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.
- Производить – не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырье по сходным ценам и обращать его, возможно с незначительными дополнительными издержками, в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит только затруднять указанный процесс.
Последующие главы покажут, как все это осуществилось, к каким привело результатам и какое значение имело для общества в целом.