Как выигрывать много и проигрывать мало  / Стэнли Кролл /



   Кто-то когда-то сказал, что вернейший способ сделать маленькое состояние с помощью фьючерсной торговли это начать с большого состояния. К сожалению, в этом несколько циничном афоризме немалая доля правды.

   Ясное дело, число проигрывающих превосходит число победителей, и с большим отрывом. Так что же удерживает нас в "игре"?

   Для меня, это знание, подтвержденное опытом, потому что фьючерсный рынок по-прежнему остается лучшей возможностью для инвестора использовать потенциал возможности разыграть относительно небольшую ставку в значительное состояние.

   Мы должны сфокусироваться, однако, на том факте, что мы спекулянты, а не игроки. Мы изучаем каждую рыночную ситуацию – прошлое и прогнозируемое поведение цены, концентрируясь либо на технических, либо на фундаментальных факторах, или, возможно, на балансе обоих. Затем мы формулируем стратегию. Она должна включать непредвиденные обстоятельства и для выигрышных, и для проигрышных позиций. И все это должно быть сделано перед выходом на рынок.

"Набрать очки"

   Далее – и это должно быть на первом месте – мы торгуем не ради самой торговли, связанного с ней волнения или развлечения друзей дикими и туманными историями. Мы идем на сопутствующие риски только по одной причине – чтобы набрать побольше очков... забить гол... сделать много-премного денег! Чтобы войти и оставаться в пределах желанного "круга победителей", спекулянт должен быть практичным и объективным, прагматичным и дисциплинированным и, прежде всего, независимым и уверенным в своем анализе и рыночной стратегии. Один из моих самых ценных принципов заимствован у Джесси Ливермора, и он имеет серьезное значение: "Есть только одна сторона рынка... правильная сторона". Точка.

   Торговля фьючерсами – отчасти наука (техническая сторона) и отчасти искусство (инстинктивная сторона). Она включает в себя разумную и жизнеспособную инвестиционную стратегию и практическое управление капиталом.

   Несколько лет назад, когда я держал свою собственную расчетную фирму, двое моих друзей и я собрались, чтобы сформулировать стратегию торговли какао. Рынок тогда был в районе 12 центов, и итог нашего анализа спрогнозировал среднесрочное повышение до области 22 центов. Достаточно просто, верно?

   На следующий день все мы начали покупать примерно на уровне 12 центов, и в следующие несколько месяцев наш анализ оказался весьма точен. Рынок повысился до уровня чуть ниже 20. И я сделал на этом движении некоторые деньги, хотя и не столько, сколько должен бы был. Какао всегда было моей Немезидой, да и сейчас остается ею.

   Но в течение того же самого периода времени оба моих друга потеряли на своих операциях с какао целых 200.000 долл. Почему? Их рыночная стратегия оказалась ошибочной, их выбор времени для торговли был ужасен и их уверенность в себе (обязательно, чтобы вы были уверены в том, что делаете) была, в лучшем случае, сомнительной.

   Хотя они и начали покупать вокруг 12 центов и продали свой последний длинный контракт в районе 23 центов, почти все, что они делали в промежутке, было убыточным. Их пирамиды покупки были инвертированы (два, затем пять, затем 10 и т. д.). Они имели тенденцию покупать во время оживлений, но затем быстро продавать во время слабости рынка (а также коротить на развитии слабости). Это была почти полная катастрофа, несмотря на то, что их исходный анализ (которого они в принципе придерживались в течение всей кампании в целом) был сверхъестественно точным.

   Мне приходилось наблюдать несколько ситуаций, которые я называю "панихида по спекулянту" – в том числе, должен признать, и на собственном опыте. Спекулянт видит, что рынок движется согласно его анализу. Затем, как только он выходит на него, к-р-я-к... и рынок полностью разворачивается.

   Вот еще одна универсальная ситуация: она всегда покупает на силе и затем продает на слабости, что неизбежно приводит к маленькой прибыли и большим убыткам.

Накликивание беды

   Взятие больших убытков должно быть методом номер один по накликиванию беды, и я постоянно борюсь с этой тенденцией, но, должен сказать, с переменным успехом.

   Пару лет назад, после того как серебро достигло вершины на уровне 50 долл. и было на пути вниз, позвонил один из моих клиентов и приглушенным и конфиденциальным тоном посоветовал мне пока не покупать серебро. Он сказал, что поддерживает контакт с большими людьми, и они ему скажут, когда будут покупать, и в тот момент он купит для себя и посоветует покупать мне.

   На первый взгляд это звучало хорошо. В конце концов, разве не хотел бы каждый покупать, когда покупают "большие ребята" (кто бы ни они ни были)?

   После я в течение нескольких месяцев не получал известий от этого джентльмена. Но однажды он внезапно появился в моем офисе, украдкой прикрыл дверь и заговорщическим шепотом сообщил мне, что время пришло. "Они" начинали свои операции по покупке, и он купил для себя пять контрактов по рыночной цене, советуя мне также покупать в ожидании большого движения.

   Нечего и говорить, что я нашел этот подход к выбору времени выхода на рынок чрезвычайно уязвимым и решил переждать.

   Подводя итог этому инциденту, после многочисленных требований пополнить маржу мой друг наконец продал свои позиции с убытком порядка 90.000 долл. – по 18,000 долл. на контракт. Это укрепило во мне одну из самых простых пословиц торговли: прекращайте свои убытки и позволяйте расти вашей прибыли.

   Мой добрый друг и наставник Джо Кляйн, возможно, лучший биржевой трейдер, входивший во фьючерсную яму за последние 50 лет, преподавал мне эту же самую концепцию немного иначе. По Кляйну, держите то, что показывает прибыль, и продавайте то, что показывает убыток.

   Несколько лет назад, формулируя и структурируя стратегии торговли, я провел детальный обзор результатов торговли моих клиентов. Заключение было едва ли удивляющим. Оно было в общем мрачным. Тогда я реструктурировал свой обзор, спрогнозировав, какие результаты можно было бы получить, если все убытки были бы ограничены определенным процентом соответствующих маржей, скажем, 45%. В каждом случае результаты оказались впечатляюще лучше и, для иллюстрации, приведу в качестве примеров три типичных случая [см. таблицу].

Завод металлоизделий Европейский банк Маленький частный пул
Сумма инвестиций $105.000 $100.000 $18.000
Процент прибыльных сделок 34% 21% 65%
Прибыль $112.000
Убыток $135.000 $54.500
Средний убыток $6.844 $4.156 $515
Убыток при ограничении 45% маржи $9.232 $6.719
Средний убыток при ограничении 45% маржи $1.340 $634

   Завод металлоизделий из Новой Англии вложил в торговый счет 105.000 долл. и после девяти месяцев потерял весь основной капитал плюс дополнительные 30.000 долл. Обзор их сделок показывает, что всего было 35 сделок, из них 12 были прибыльными, а остальные – убыточными. Средний размер прибыли 1.799 долл., в то время как средний убыток 6.844 долл.

   Ужасно, не правда ли. Но если бы эта корпорация ограничила свои убытки лишь 45% маржи для каждой позиции, она потеряла бы только 9.232 долл. вместо 135.000 долл. Средний размер ее убытка составил бы 1.340 долл. вместо 6.844 долл. Разница есть.

   А вот отчет о торговле высокопрофессионального европейского банка, чей отдел торговли фьючерсами имел обыкновение посылать мне ордера для исполнения на наших биржах. Стартовый капитал составлял 100.000 долл. После 13 месяцев он уменьшился до 45.500 долл., и в этот момент банк выгнал своего трейдера и оставил спекулятивные операции.

Мог бы остаться

   В течение тех 13 месяцев, три из 14 суммарных сделок были прибыльными, остальные закончились убытками. Средняя прибыль составила 255 долл., в то время как средний убыток 4.156 долл. Если бы банк ограничил свои убытки 45% маржи, его общие убытки составили бы только 6.719 долл. (или средний убыток в размере 634 долл.), и он, вероятно, продолжил бы работать, пока не поймал бы какие-то хорошие движения и не получил бы итоговую прибыль.

   Очень полезно сравнить результаты этих двух трейдеров с результатами еще одного из моих клиентов, маленького частного торгового пула, который начал с 18.000 долл. и после 18 месяцев вырастил свой капитал до 130.000 долл. Из общего числа 230 сделок 150 были прибыльными, а остальные – убыточными. Средняя прибыль составила 1.020 долл., в то время как средний убыток 515 долл.

   Эти три отчета доводят до нас суть дела. Первые два трейдера имели тенденцию торговать против главных трендов и не делали никаких серьезных попыток ограничивать убытки от неблагоприятных позиций. Напротив, выгодные позиции быстро закрывались, в то время как убытки держались, приводя к еще большим убыткам.

   Третий счет, с другой стороны, был явно дисциплинирован на торговлю с преобладающими трендами и следовал строгой политике минимизации убытков и позволения прибыли расти (средняя прибыль вдвое выше среднего убытка).

Держите убытки низкими

   Чтобы успешно торговать, вам потребуется адекватный торговый капитал, но это весьма относительно. Я думаю, вы могли бы начать всего с 12.000-15.000 долл., если будете торговать разумно. Это означает маленькие позиции, низкую частоту деятельности и точность в выборе времени для торговли.

   Удержание убытков на низком уровне гораздо важнее способности начать с большой суммы, потому что небрежный трейдер с большим счетом очень быстро становится небрежным трейдером с маленьким счетом.

   Это живо продемонстрировано несколько месяцев назад, когда меня посетил человек, купивший компьютеризированную систему торговли, в создании которой я участвовал.

   Он понял, как использовать программу и микрокомпьютер, и открыл счет у своего брокера на 25.000 долл. Он попросил поделиться идеями по стартовому портфелю. Я порекомендовал начать лишь с пяти или шести рынков и торговать только по одному контракту на каждом.

   В качестве простого общего правила я предложил: когда прибыль любой позиции равняется 75% маржи, он удваивал бы эту позицию, а когда убыток достигает 75%, ликвидировал ее. Он согласился следовать этой стратегии и ушел.

   Приблизительно через четыре месяца он позвонил и рассказал грустную историю, что уже потерял порядка 80% своего капитала, и спросил, нет ли у меня каких-либо предложений? Это стало для меня полной неожиданностью, потому что я использовал эту же систему и сделал на ней в течение того же времени хорошую прибыль.

   Я попросил прислать мне копии его ежемесячных выписок по счету за этот период. После поверхностной экспертизы ответ был очевиден. Его первоначальная позиция по сое 20.000 бушелей.

   Он добавил три контракта на серебро на Фьючерсной бирже, три на сахар и т. д. Он чрезвычайно переторговывал и полностью игнорировал нашу согласованную стратегию ограничения убытков относительно маржи. Это была катастрофа, но рынок неумолим. Один из аспектов фьючерсной торговли, очень отличающий ее от того, что было даже пять или 10 лет назад, это рост и зависимость от микрокомпьютеров и компьютерных программ. Кажется, что почти каждый служащий биржи и спекулянт имеют сверхсекретную систему, и утверждается, что все они приносят последовательную прибыль. Думаю, что мы зашли слишком далеко в нашей зависимости от этого вида технической торговли, особенно с тиковыми графиками в режиме реального времени. Можете себе представить? Пятиминутный тиковый барный график! Один трейдер недавно позвонил мне и захотел поговорить о развивающемся основании "голова-и-плечи" на рынке сои.

   "Какая такая голова и плечи?" – спросил я. Оказалось, он смотрел на 90-минутное "формирование основания" в течение мощного долгосрочного медвежьего рынка. Что ж, он, возможно, был впечатлен этим "формированием основания", но рынку-то какое до этого дело. И ему потребовалось не более часа, чтобы места на месте не оставить от этого "основания" на пятиминутных тиках. Трейдеру это обошлось в несколько тысяч.

Вписывание в контекст

   Для этих краткосрочных "игр" есть полезное и конструктивное применение, но только когда они рассматриваются в рамках большего контекста. Если вы приняли долгосрочное представление о рынке, ориентированном на тренд, вы можете использовать краткосрочные сигналы как помощь в выборе времени входа или выхода из позиции, основанной на преобладающем тренде.

   Если у вас сложилось общее представление о каком-то рынке как нисходящем, вы можете использовать краткосрочный сигнал для выбора времени для ордера о продаже или, возможно, даже для выхода из короткой позиции. Но вы не должны использовать его для выхода на длинную сторону против преобладающего тренда рынка. Вы просто не должны открывать длинной позиции на мощном медвежьем рынке только потому, что 90-минутный сегмент пятиминутного тикового графика выглядит как нечто, напоминающее фрагментированное бычье формирование.

   Давайте рассмотрим подход в выбору времени торговли, основанный на скользящих средних. Похоже, в настоящее время он наиболее полезный и жизнеспособный метод следования за трендом при торговле долгосрочными позициями.

   Становится все труднее и труднее торговать с прибылью, используя лишь простейший вид скользящей средней – покупая, когда линия "А" пересекает линию "В", или продавая, когда все происходит наоборот. Рынки слишком изменчивы, и сильные трейдеры могут инстинктивно влиять на краткосрочные колебания цен, чтобы в любом направлении толкать рынки через точки расставленных стоп-ордеров.

   Но сегодня некоторые превосходные работы по анализу скользящих средних сосредоточиваются на наклоне, или скорости изменения, скользящей средней. Если вы ищете область технического анализа, на которой хотели бы сконцентрироваться, это, возможно, то, что вам нужно.

   За эти годы мы стали свидетелями некоторых амбициозных исследований по оптимизации анализа пересечений, особенно осуществленных Дейвом Баркером и Фрэнком Хокхаймером. Например, один аналитик, изучавший рынки с 1970 по 1979 гг., нашел, что оптимальная комбинация пересечения для кукурузы 12 дней против 48 дней, а для меди 17 дней против 32 дней.

   Другой аналитик, используя период 1975-80 гг., нашел, что оптимальная комбинация для кукурузы – 14 дней против 67 дней, а для меди – четыре дня против 20 дней.

   Такой подход может хорошо работать при торговле очень долгосрочными позициями, но его недостаток – свойственная ему медлительность. И он пропускает значительную часть каждого крупного движения прежде, чем срабатывает.

   Я хотел бы бросить вызов технически ориентированным трейдерам и исследователям, предложив им следующую мысль: поскольку большинство трейдеров долгосрочными позициями следуют за трендом, мы постоянно пытаемся находить тренды на всех рынках. В результате неизменно покупаем восходящие "прорывы" и затем продаем нисходящие "прорывы" и, должен с сожалением сказать, теряем деньги в большинстве этих сделок.

   Простая и неизбежная правда в том, что большую часть времени рынки находятся в относительном равновесии или в своего рода широкой боковой конфигурации, а не в ярко выраженной трендовой конфигурации. Поэтому покупка силы и продажа слабости оказывается дорогостоящим упражнением.

   Вместо этого, я думаю, двойной торговый подход должен оказаться более достойным. В течение периода, когда рынок заперт в границах широкого коридора цен, мы могли бы играть в антитрендовую игру – покупая на подходе к нижней части диапазона боковой конфигурации и продавая ближе к верхней части диапазона.

   Но как только рынок прорвется из этого широкого коридора цен, нам нужно отказаться от этого антитрендового подхода и следовать в направлении прорыва. Теперь мы покупали бы силу и продавали слабость.

   Концептуально это просто, но сложнее в выполнении. Во-первых, нужно определить, что подразумевается под "коридором цен". Как его определять – по периоду времени или по сдерживанию цены в рамках указанного диапазона? И как можно определить точные диапазоны покупки и продажи в пределах боковой конфигурации?

Пораньше подниматься на борт

   Следующая проблема – как пораньше узнать, что рынок превратился из бокового в трендовый. Задача здесь – попасть на борт нового развивающегося тренда в самом начале движения, но не слишком рано, когда минипрорыв еще может оказаться не более чем случайным и временным выбегом из бокового диапазона.

   Другие соображения могут включать средство ограничения убытков в неблагоприятных сделках. Я предложил бы, чтобы оно было привязано к некоторому проценту соответствующей маржи, скажем, от 50 до 75%. Но, если окажется, что выход из позиции был преждевременным (а это не всегда легко различить), вы должны иметь некоторые встроенные средства для повторного выхода на рынок. Верно написано, что комиссионные, уплаченные, чтобы вернуться на борт, – самая дешевая часть любой спекулятивной сделки.

   Кроме того, я думаю, что эта система должна иметь какой-то встроенный метод возведения пирамиды, но только на благоприятно перемещающихся рынках. Независимо от того, насколько эффективна или точна ваша система торговли, я не думаю, что вы сможете реализовать весь ее потенциал без такой функции, как возведение пирамиды.

   Я понимаю, несомненно, есть люди, уже работающие с такой системой или продвигающиеся к ней, и я полагаю, что если они смогут вместить эти условия и функции в практичную и жизнеспособную систему торговли, то должны стать большими победителями в кампаниях будущего...
Я посоветовал бы вам пристегнуть ремень безопасности и надеть защитный шлем.