Рейтинги и рэнкинги
Хотинская Г.И., Карпузов Ю.С.
В рыночной экономике рейтинги стран, регионов, предприятий и организаций представляют важный источник информации о надёжности существующих и потенциальных партнёров, о допустимом уровне доверия и рисках делового взаимодействия. Текущий уровень рейтинга и его динамика служат сигналом для сохранения, расширения или свёртывания взаимосвязей. Рейтинги являются инструментом установления, поддержания и регулирования делового общения.
На развитых рынках рейтинги отражают деловой образ предприятий финансового и реального секторов, региона, страны. Умение создать деловой образ на любом уровне влияет на национальную конкурентоспособность, является составляющей информационной и экономической безопасности государства. Созданный с помощью рейтинга деловой образ может не соответствовать реальному состоянию. Это вызовет отток инвестиций в случае рейтинговой недооценки или создаст атмосферу спекуляций, порождённых радужными ожиданиями, в случае завышения рейтингов.
Рейтинги характеризуют уровень стабильности и надёжности, устойчивости и платёжеспособности стран, регионов и предприятий, что актуально для предприятий всех отраслей и видов деятельности. Прежде всего рейтинги востребованы на финансовых рынках и воспринимаются как необходимый инструмент их инфраструктуры, обеспечивающий осуществление права инвестора на получение объективной независимой информации о кредитоспособности заёмщика.
Для инвестора рейтинг является источником информации при принятии решения о покупке-продаже, характеризует уровень прозрачности и предсказуемости эмитента, снижает риски формирования инвестиционного портфеля. Рейтинг для инвестора является инструментом анализа и прогноза тенденций на рынке. Благодаря рейтингу инвестору нет нужды оплачивать дорогостоящие аналитические исследования кредитоспособности эмитентов. Напуганные азиатским кризисом 1997 г., российским дефолтом 1998 г. и масштабными корпоративными скандалами в западных странах на рубеже тысячелетий, инвесторы стали уделять больше внимания снижению рисков при вложении средств, ориентируясь на заёмщиков с хорошим корпоративным управлением и высоким рейтингом. Опросы и анализ поведения различных групп инвесторов показывают, что размер премии, которую они готовы платить за акции компаний с хорошим корпоративным управлением, варьирует от 10 до нескольких сотен процентов. (Для России эти показатели находятся в диапазоне 30-200%.)
Эмитенту рейтинги позволяют информировать потенциальных инвесторов о выпускаемых ценных бумагах, о гарантиях своей кредитоспособности и надёжности. Они также позволяют продемонстрировать финансовую прозрачность деятельности и способствуют формированию кредитной истории. Помимо этого рейтинги позволяют эмитентам уменьшить необходимость в аккредитивах, гарантиях или залоге. Учитывая общий рост требований к корпоративному управлению и рейтингованию, ведущие зарубежные биржи стали включать в правила листинга наличие авторитетных рейтингов. За последние 4 года в этом отношении стали жёстче и правила листинга российских бирж. Таким образом, эмитенты с хорошим уровнем корпоративного управления, подтверждённым рейтингом, обладают лучшими возможностями для выхода на биржи и для привлечения инвесторов.
Для хозяйствующего субъекта получение рейтинга означает подтверждение деловой репутации и является инструментом PR-менеджмента. Рейтинг создаёт конкурентное преимущество и повышает маркетинговую привлекательность. Рейтинг позволяет предприятиям и организациям разнообразить политику заимствований, способствует снижению стоимости займов и оптимизирует затраты. Благодаря рейтингу хозяйствующий субъект получает эталон оценки положения предприятия относительно равных ему и конкурирующих с ним субъектов рынков. Это позволяет определять стратегию развития и корректировать стратегию менеджмента. Для многих западных стран и их ведущих компаний конца XX в. характерна утрата конкурентных преимуществ в пользу "новых индустриальных стран" (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия). Фундаментальные экономические показатели их активов начали сближаться. В этих условиях классические лидеры мировой экономики стремятся удержать разрыв в стоимости имущества и укрепить свои позиции с помощью идеи о нематериальных активах, стоимостная оценка которых зависит от уровня корпоративного управления и подтверждающего его рейтинга.
Государственным органам рейтинги позволяют повысить эффективность надзора за отдельными организациями и всей финансовой системой. Поэтому большинство национальных рейтинговых агентств прямо или косвенно было учреждено по инициативе государства. Информация, предоставляемая посредством рейтингов, может использоваться государственными органами как инструмент отслеживания тенденций развития, регулирования рынка и прогнозирования событий на нём. В США и некоторых странах Юго-Восточной Азии регулирующими органами установлено, что банки, страховые компании и пенсионные фонды не имеют права инвестировать средства в долговые ценные бумаги, если рейтинг эмитента ниже определённого уровня. Тенденция к переводу части принципов и механизмов из категории рекомендаций в законодательно-нормативные требования наблюдается и в странах Европейского союза, а также при регулировании международных рынков капитала. Последний тезис подтверждают решения банковского комитета "Базель-2", принятые на встречах представителей центральных банков и надзорных органов развитых стран с 1997 по 2002 г. в Базеле. В соответствии с ними размер резервных отчислений банка ставится в зависимость от кредитного рейтинга заёмщика. Решения банковского комитета вступили в силу в 2005 г. и поддерживаются МВФ и Всемирным банком. На данный момент около 100 стран поддержали эти стандарты.
Финансовые посредники, независимые аналитики и рядовые потребители с помощью рейтингов получают возможность отслеживать тенденции на рынке и определяться с собственной стратегией на нём. Рейтинги позволяют им ориентироваться в реалиях, сложившихся в мире, стране, регионе, на отраслевом рынке или его сегменте. Физическим лицам важна экспертная оценка финансовых институтов, образовательных учреждений, организаций здравоохранения.
Рейтинги важны для всех участников рынка, но приоритет значимости рейтингов принадлежит корпоративному сектору. Любой бизнес регулярно сталкивается с различными сферами жизнедеятельности, отраслями и секторами экономики. Отсутствие информации о процессах, происходящих в смежных областях, информация, ограниченная лишь внутренними оценками, повышают риски и ведут к принятию решений, тормозящих развитие бизнеса. Для оптимальных решений необходима систематизированная и структурированная информация о рынках и их участниках, основанная на оценках независимых экспертов, методично сформированная и максимально объективная. Роль рейтингов в информационном обслуживании предпринимательской деятельности особенно важна для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку они не всегда в силах содержать дорогостоящие группы аналитиков.
При этом из-за изменчивости современного рынка, "правил игры" на нём, перемен состава участников и рыночных ролей информация должна быть современной, зачастую меняться в режиме реального времени. Кроме того, она должна быть простой и понятной, формироваться на основе общепризнанной шкалы оценок, позволяющей определить состояние и тенденции развития того или иного субъекта, сегмента, рынка, региона. Масштабное накопление информации, её профессиональная обработка, оценка и структурирование, представление в компактной форме ранжированных списков и их своевременная актуализация становятся возможными благодаря рейтингам. Это делает рейтинговую деятельность объективно необходимой на развитых рынках.
- повысить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта в рамках инвестиционного менеджмента;
- улучшить деловую репутацию в PR-менеджменте;
- получить конкурентное преимущество, повысить маркетинговую привлекательность, снизить стоимость маркетинговых исследований;
- совершенствовать политику заимствований и повысить кредитоспособность в рамках финансового менеджмента;
- минимизировать стоимость заёмных источников финансирования в управлении затратами;
- поддерживать коммуникации в информационном менеджменте;
- выбирать партнёров и основных поставщиков в целях оптимизации логистики;
- определить и своевременно корректировать стратегию в рамках стратегического менеджмента.
Реалии рынка и всеобщая заинтересованность в систематизации информации привели к зарождению рейтинговой деятельности: в конце XIX в. - в США, в 70-х годах XX в. - в Европе, Азии, странах Латинской Америки. К настоящему времени практически во всех развитых странах мира сформировались национальные рынки рейтинговых услуг. Поскольку существенную роль на них играют международные рейтинговые агентства (РА), эти рынки во многом интернациональны. Рейтингование превратилось в конце прошлого тысячелетия из национальной индустрии в мировую.
В качестве основных причин, обусловивших стремительное развитие мирового рейтингового рынка, эксперты выделяют:- Ускорение экономической и финансовой глобализации. Усиление и разнообразие мирохозяйственных связей, глобализация финансового рынка, формирование единого валютного пространства в странах еврозоны, развитие международных и национальных рынков долговых обязательств обусловили необходимость стандартизации основных показателей хозяйственной деятельности и создания адекватного инструмента для управления инвестиционным портфелем. В качестве такого инструмента стали использовать кредитный рейтинг.
- Усиление регулирования рынка капиталов. Создание многих рейтинговых агентств было инициировано государством, рассматривающим рейтинговую деятельность как фактор развития и регулирования рынка капитала. Необходимость усиления такого регулирования возникла в связи с финансовыми кризисами последнего десятилетия.
- Развитие информационных и коммуникационных технологий. Новые технологии облегчают процесс присвоения рейтинга с помощью математико-статистических моделей, увеличивают разнообразие форм рейтингов, способствуют поддержанию актуальности и качества рейтинга, делают доступной рейтинговую информацию.
Включение России в мировую экономику стимулирует потребность в независимых внешних оценках. Однако до сих пор рейтинговая деятельность в России находится на этапе становления. Отечественному рынку рейтинговых услуг ещё предстоит сформировать в стране рейтинговую культуру. Ускорить процесс поможет изучение и методическая поддержка рейтинговой деятельности.
Вопросам рейтингования и рейтинговой деятельности на сегодняшний день посвящены диссертационные исследования. Перечень фундаментальных работ в области рейтинговой деятельности настолько мал, что его можно привести в полном объёме. В нём отсутствуют работы универсального характера, освещающие рынок в целом; вопросы формирования рынка рейтинговых услуг освещены фрагментарно. Большинство исследований привязаны к отраслям, что сужает круг исследуемых проблем. Ударение ставится на банковский сегмент рынка. Не затрагиваются вопросы рейтингования в страховом бизнесе - наиболее крупном финансовом небанковском сегменте рынка рейтинговых услуг. Недостаточно изучены вопросы рейтингования нефинансовых институтов.
Начало формирования рынка рейтинговых услуг в России и недостаток соответствующих публикаций определяют некорректность применяемой терминологии. Так, рейтинг - это комплексная оценка состояния субъекта, которая позволяет отнести его к определенному классу или категории. Ранжирование субъектов по тому или иному признаку, формирование списка по факту возрастания или убывания присвоенного рейтинга или выбранного показателя именуются рэнкингом. Меж тем большинство рэнкингов в России публикуется под названием "рейтинг".
Важность применения рейтингов в деловых коммуникациях была осознана в России только с развитием рыночных отношений. Понятие "рейтинг" отсутствует в Советском энциклопедическом словаре 1984 г., экономической энциклопедии "Политическая экономия" 1979 г. Этот термин появился лишь в Советском энциклопедическом словаре выпуска 1990 г. и в узком понимании продублирован в более поздних изданиях. Так, в Большом энциклопедическом словаре выпуска 2002 г. под рейтингом понимается "индивидуальный числовой показатель оценки спортивных достижений шахматиста (шашиста) в классификационном списке (рейтинг-листе)...". И лишь в современных энциклопедических изданиях финансового профиля представлены развёрнутые статьи, посвященные рейтингу: рейтингу банков, кредитному рейтингу, рейтингу ценных бумаг, рейтинговым агентствам. Так, в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре выпуска 2004 г. под рейтингом понимается "распределение объекта по выделенным признакам. Например, рейтинг крупнейших банков, ранжированных по размерам активов или степени устойчивости; рейтинг ценных бумаг по показателям надёжности; рейтинг заёмщиков по кредитоспособности и т.п.". Однако и в этом весьма профессиональном издании допущена подмена понятий "рейтинг" и "рэнкинх".
Термин "рейтинг" (англ. rating) переводится как оценка, определение стоимости или как отнесение к классу, разряду, категории. Таким образом, рейтинг означает оценку состояния субъекта рейтингования, а не построение списка субъектов рейтимгования по какому-либо ранжиру. Вместе с тем оценка состояния субъекта рейтингования допускает сопоставление с аналогами или абстрактным эталоном. В этом качестве рейтинг представляет собой предварительный этап в составлении рэнкинга - ранжированного списка. Следовательно, понятия рейтинг и ренкинг близки и взаимосвязаны, но не являются синонимами.
В качестве субъекта рейтинговой деятельности выступает рейтинговое агентство, которое можно охарактеризовать как независимый институт, основной деятельностью которого является оценка индикаторов рейтингования с целью присвоения рейтинга. В большинстве случаев учредителями агентств являются финансовые институты, информационные агентства и консалтинговые группы. Их участие обычно диверсифицируется, что должно гарантировать независимость агентства. В некоторых случаях агентства учреждаются по инициативе государства (эта практика распространена в Юго-Восточной Азии). Рейтинговые агентства могут быть самостоятельными юридическими лицами, специализированными на рейтинговой деятельности, или быть специализированными подразделениями информационных агентств, консалтинговых, аналитических предприятий. В развитых странах мира рейтинги разрабатывают и присваивают специализированные рейтинговые агентства.
В качестве объекта рейтинговой деятельности выступают пользователи рейтинговых услуг - прежде всего предприятия и организации, которые проходят процедуру присвоения рейтинга (внутренние пользователи). При этом рейтинг может присваиваться предприятию целиком (как имущественно-финансовому комплексу), отдельным видам оказываемых услуг, выполняемых работ или производимых товаров. Кроме того, в качестве пользователей рейтинговых услуг выступают потребители информации о рейтингах - потенциальные партнёры и инвесторы, государственные органы, финансовые посредники и аналитики, рядовые потребители (внешние пользователи рейтинговых услуг).
Предметом рейтинговой деятельности (рейтинговым продуктом) являются собственно рейтинги, которые могут быть кредитными и депозитными, экологическими и социальными, страновыми и суверенными, региональными и муниципальными, рейтингами качества корпоративного управления. В мировой практике наиболее востребованы рейтинги в легализованных видах финансового бизнеса, где оцениваются главным образом возможные выгоды или потери. Рейтинги помогают в этом случае оценить уровень риска при потреблении финансовых услуг.
Базовой характеристикой процедуры присвоения рейтинга является стандартизированная оценка. Рейтинговое исследование проводится по стандартной процедуре и стандартной методике. Обычно эти стандарты поддерживаются национальным законодательством, деятельностью национальных регулирующих органов и международных организаций и представляют национальную шкалу оценок (рейтинговых символов). В качестве примера ниже приводится сравнительная шкала оценок международных рейтинговых агентств, используемая в процедуре присвоения кредитного рейтинга - классического вида рейтинга, присваиваемого долговым обязательствам (табл. 1), и её описание (табл. 2).
Moody's | Standard and Poor's | Fitch IBCA | Краткое описание |
Aaa | AAA | AAA | Максимальная степень безопасности |
Aa1 | AA+ | AA+ | Высокая степень безопасности |
Aa2 | AA | AA | |
Aa3 | AA- | AA- | |
A1 | A+ | A+ | Степень неадежности выше средней |
A2 | A | A | |
A3 | A- | A- | |
Baa1 | BBB+ | BBB+ | Степень неадежности ниже средней |
Baa2 | BBB | BBB | |
Baa3 | BBB- | BBB- | |
Ba1 | BB+ | BB+ | Неинвестиционная, спекулятивная степень |
Ba2 | BB | BB | |
Ba3 | BB- | BB- | |
B1 | B+ | B+ | Высокоспекулятивная степень |
B2 | B | B | |
B3 | B- | B- | |
Сaa | CCC+ | CCC | Существенный риск, эмитент в тяжелом положении |
- | ССС | - | |
- | ССС- | - | |
Сa | - | - | Сверхспекулятивная степень, возможен отказ от платежей |
С | - | - | |
- | - | DDD | Отказ от платежей |
- | - | DD | |
- | D | D |
Инвестиционные рейтинги | |
AAA | Самый высокий кредитный рейтинг. Факторы риска незначительны и лишь слегка превосходят уровень "безрисковых" долгов Казначейства США. Вероятность выплаты основного долга и процентов оценивается как чрезвычайно высокая. |
AA | Высокий рейтинг. Вероятность выплаты основной суммы долга и процентов оценивается как очень высокая. Сильные факторы защиты. Риск умеренный, однако может временами меняться в зависимости от состояния экономики. |
A | Факторы защиты не очень сильны, но достаточно эффективны. Вероятность выплаты основной суммы долга и процентов оценивается как высокая. Во время экономических потрясений факторов риска больше и они значительны. |
BBB | Возможности выплаты основной суммы долга и процентов оцениваются как адекватные, однако воздействие неблагоприятного изменения экономической ситуации признается значимым. Защита ниже средней, однако считается достаточной для продуманных инвестиций. Степень риска сильно меняется в зависимости от этапа экономического развития. |
Спекулятивные рейтинги | |
BB | Ниже уровня безопасных инвестиций, однако выплаты по основным обязательствам достаточно защищены. Возможны задержки выплаты процентов и основной суммы долга. Качество обслуживания долга в рамках данной категории может сильно меняться. Присваивается также долгам, второстепенным по отношению к другим долгам того же эмитента с рейтингом ВВВ-. |
B | Ниже уровня безопасных инвестиций, есть риск невыполнения основных обязательств. Степень финансовой защиты сильно меняется в зависимости от этапов экономического развития и внешних финансово-экономических условий. Вероятны частые изменения в рамках категории, а также повышение или понижение рейтинга за рамки категории. На данный момент вероятнее всего погашение и основной суммы долга, и процентов, но очень вероятно, что неблагоприятная экономическая ситуация приведёт к задержке платежей. |
CCC | Значительно ниже инвестиционного уровня. На данный момент существует большая неопределённость относительно того, будут ли платежи по основной сумме и процентам выплачены вовремя, или лишь благоприятное стечение обстоятельств позволит выплатить долг вовремя. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств весьма вероятно прекращение платежей. |
CC | Долг, второстепенный по отношению к ССС- |
DDD | Фактическая задержка с выплатой суммы основного долга или процентов. |
DD | Сомнительные долговые обязательства. Эмитент не смог вовремя выплатить основную сумму долга и (или) проценты. |
D | На данный момент платежи основной суммы долга или процентов просрочены, хотя льготный период ещё не закончился. Есть основания полагать, что долги будут выплачены до конца льготного периода. |
Использование международной шкалы оценок независимо от географического положения объекта оценки позволяет инвесторам оценивать уровень риска в глобальной перспективе. В то же время в странах с переходной экономикой международная шкала рейтингов ограничена в применении низким суверенным рейтингом страны местонахождения. Предприятия растущих рынков, как правило, не в состоянии преодолеть так называемый "страновой потолок" и получить высокий международный рейтинг. В таких странах находят применение внутренние системы рейтинговой оценки и национальные шкалы рейтингов. Так, в России международное рейтинговое агентство Standard & Poor's при присвоении кредитных рейтингов оперирует одновременно двумя рейтинговыми шкалами - российские заёмщики с международными амбициями получают кредитные рейтинги по международной шкале, иные заёмщики имеют возможность получить внутренний рейтинг по национальной российской шкале.
Формирование рейтинга предполагает создание более или менее формализованной модели объекта оценки. В этой модели должны быть представлены основные денежные и материальные потоки, сбалансированные на входе и выходе, характеристики масштаба деятельности и отношений с окружающей средой. На основе такой модели формируется система индикаторов деятельности объекта оценки и динамика его состояния.
- Учитывая социально-экономическую значимость рейтинговых услуг, деятельность рейтинговых агентств должна строиться на следующих принципах:
- Независимость. Рейтинг - независимое мнение рейтинговой компании по предмету оценки. Независимость мнения от интересов любых участников рынка, государственных и коммерческих организаций - одна из важнейших гарантий объективности и непредвзятости рейтинговых оценок.
- Публичность аналитических критериев предполагает их опубликование. В случае с международными рейтинговыми агентствами опубликование критериев осуществляется на нескольких языках, включая национальный язык для объекта оценки. Публичность аналитических критериев поддерживается также размещением информации на web-сайтах рейтинговых агентств.
- Коллегиальность процедуры принятия решения позволяет исключить манипуляции мнением аналитиков, ответственных за анализ того или иного объекта. Как правило, ответственность за присвоение рейтинга возлагается на рейтинговый комитет, гарантирующий непредвзятость оценки аналитиков, контроль качества и бесперспективность давления на аналитиков со стороны. Рейтинговый комитет формируется из 5-9 профильных специалистов в зависимости от отраслевых и прочих особенностей эмитента. В задачу рейтингового комитета входит детальное обсуждение рейтингового отчёта и присвоение рейтинга на определенном уровне посредством голосования.
- Интерактивность. В процессе присвоения кредитного рейтинга и последующего наблюдения за ним осуществляется постоянное взаимодействие с объектом оценки. Интерактивность подразумевает регулярные встречи с руководством и постоянный информационный контакт, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения.
- Конфиденциальность позволяет гарантировать объекту оценки неразглашение переданной аналитикам конфиденциальной информации и предание огласке рейтинга только с его согласия.
(Поскольку рейтинговая деятельность в России находится в начале развития, а также в силу специфики отечественной хозяйственной среды не все из перечисленных принципов рейтингования соблюдаются национальными рейтинговыми агентствами. Однако потребность в укреплении их собственной репутации, авторитета и признания среди участников экономических отношений и регулирующих органов приведёт со временем к устранению имеющихся манипуляций, к исчезновению "заказных" рейтингов.)
Большинство из перечисленных принципов отражено в международных нормах делового этикета для рейтинговых агентств, принятых МВФ, Банком международных расчетов, IOSCO и АРЕС. Вот они:- Работать профессионально, демонстрируя высокий уровень компетентности и обладая должными ресурсами.
- Иметь достаточные ресурсы для улучшения рейтинговых процессов и своевременного отслеживания рыночных потребностей.
- Демонстрировать отсутствие конфликтов интересов и высокий уровень независимости, что прежде всего касается членов рейтингового комитета и аспектов владения.
- Поддерживать прозрачность рейтингов и рейтингового процесса.
- Насколько возможно, помогать эмитентам критиковать рейтинг.
- Предотвращать злоупотребления предварительной информацией об изменениях рейтинга.
- Присваивать рейтинг беспристрастно.
- Обеспечивать неизменность подходов при проведении дистанционных рейтингов, чётко разделяя прямые и дистанционные рейтинги.
- Рейтинговый процесс должен отражать международные стандарты.
Учитывая, что нормы делового этикета для рейтинговых агентств носят рекомендательный характер, Европейская комиссия исходит из необходимости ужесточения контроля над рейтинговыми агентствами. Корпоративные скандалы в Европе, подобные Parmalat и Ahold, вынуждают Еврокомиссию повысить прозрачность и ответственность агентств, оценивающих кредитоспособность компаний. Проект Еврокомиссми по реформе надзора за рейтинговыми агентствами находится в стадии разработки. В рамках проекта предполагается утвердить Правила регулирования деятельности рейтинговых агентств в части раскрытия информации об источнике данных о клиентах, о методологии присвоения рейтингов. Предусматриваются также меры по демонополизации рынка рейтинговых услуг и лицензированию работы рейтинговых агентств Комитетом европейских фондовых регуляторов.
Как отмечалось ранее, первые рейтинговые агентства появились в США в конце XIX в. Долгие годы рейтинговая культура оставалась исключительной американской особенностью. Для эмитентов ценных бумаг США стало повседневной практикой получать рейтинг у двух ведущих агентств. В то же время в европейских странах и Японии вплоть до конца прошлого столетия рейтингование было экзотикой: рейтинг присваивался в этих странах лишь компаниям, осуществляющим международные операции.
По данным совместного исследования, начатого в 2001 г. журналом "Эксперт", АКБ "Доверительный и инвестиционный банк" (теперь - ТРАСТ), инвестиционными группами "Атон" и "Русские инвесторы", активизация рейтинговой деятельности за пределами США началась в 70-х годах прошлого века, а начиная с 90-х годов наблюдается её стремительное развитие. Еще в 80-х годах XX в. мир насчитывал не более 30 действующих агентств. Сегодня рейтинговую деятельность осуществляют около 90 агентств в 100 странах мира. В течение последнего десятилетия в Европе появилось около 30 рейтинговых агентств, половина из которых - филиалы и дочерние компании глобальных РА. (С 1997 г. рейтинговую деятельность начали более 25 агентств в Юго-Восточной Азии, Европе и Латинской Америке.)
В развитии мирового рынка рейтинговых услуг можно выделить три основных периода:- Конец XIX в. - 70-е годы XX в. - "американский период"; характерно абсолютное преобладание американской рейтинговой культуры.
- 70-90-е годы XX в. - формирование национальных рынков рейтинговых услуг и национальных рейтинговых культур.
- Начало XXI в. - глобализация рынка рейтинговых услуг и формирование мировой рейтинговой культуры.
До недавнего времени тенденции развития мирового рынка рейтинговых услуг не оказывали существенного влияния на российский рынок. Причина была в нестабильности социально-экономического положения России и в столь высоком уровне странового риска, на фоне которого какие-либо различия между отдельными отечественными компаниями представлялись западным экспертам несущественными. Однако этот масштабный рынок не мог долго оставаться вне сферы: внимания мирового экономического сообщества и мирового рынка рейтинговых услуг. Активизация деятельности международных рейтинговых агентств на российском рынке приходится на период после кризиса 1998 г. Это - следствие стабилизации национальной экономики.
Международные рейтинговые агентства имеют хорошее методическое обеспечение и высокий авторитет в деловом сообществе. Однако для них характерна высокая стоимость услуг. Их потребителями могут быть только крупные компании, более или менее известные и в России, и за рубежом. Для средних фирм и тем более малых предприятий услуги международных рейтинговых агентств недоступны.
Кроме того, международные методики рейтинговой оценки не учитывают специфику российской хозяйственной среды. Проблема не столь в особенностях бухгалтерского учёта или национальных чертах ведения бизнеса, сколь в низком страновом рейтинге России. Так, при шестибалльной оценке конкурентоспособности рейтинговая оценка страны составляет 3,8. Это соответствует 70-му месту в ранжированном списке из 100 стран. А поскольку национальные компании не могут иметь рейтинг выше суверенного, их рейтингование и ранжирование практически неразличимы на фоне крупных зарубежных и международных компаний.
Наконец, на российском рынке не сформировалась культура восприятия рейтинга. Для её формирования необходима масштабная программа по продвижению в СМИ. Международные агентства, привыкшие к таким элементам рейтинговой культуры, как восприятие рейтинга, цитирование результатов рейтингования и отчётов РА, заниматься просветительством в России не намерены. Эта задача должна решаться национальными рейтинговыми агентствами.
Объективно существующие ограничения в деятельности международных рейтинговых агентств на национальных рынках обусловливают необходимость национальных РА, оценки которых ориентированы на внутренних потребителей. Так, в Великобритании, Франции и Японии имеется по четыре национальных рейтинговых агентства, в Канаде - два национальных РА, в Австрии, Португалии, Испании, Индии, Южной Корее - по одному.
В России около 20 структур позиционируют свои услуги как рейтинговые, но настоящим опытом рейтинговой деятельности располагают лишь несколько РА. Деятельность только двух рейтинговых агентств носит универсальный характер: они присваивают кредитные рейтинги, рейтинги корпоративного управления и социальной ответственности, оценивают инвестиционную привлекательность регионов.
В деятельности других национальных рейтинговых агентств, как и у мировых лидеров этого рынка, прослеживается специализация:
РА "НАУФОР",
РА "Рус-Рейтинг",
ИЦ "Рейтинг" оценивают главным образом риски на рынке ссудных капиталов и содействуют прозрачности отечественного финансового рынка, упирая на фондовый рынок.
Рейтинговое агентство Ассоциации менеджеров специализируется на оценке профессионального уровня персоналий российского бизнес-сообщества.
АНО НЭРА имеет ярко выраженную экологическую ориентацию.
"РБК Рейтинг" фактически занимается популяризацией рейтинговой деятельности в России, размещая на своем сайте до 1000 ранжированных списков международных и национальных агентств.
Деятельность на отечественном рынке национальных и международных рейтинговых агентств, наличие у российских агентств собственных критериев присвоения стандартизированной рейтинговой оценки позволяют говорить о становлении отечественного рынка рейтинговых услуг. Уже на этой стадии национальный рынок рейтинговых услуг является неотъемлемой составляющей мировой индустрии рейтингования.
Учитывая объективные ограничения в деятельности международных рейтинговых агентств на национальных рынках (суверенные, ценовые, а также необходимость популяризации рейтинговой культуры), деятельность национальных РА в России имеет хорошую перспективу. Однако количество РА, вероятно, будет сокращаться за счёт слияний и поглощений. Примером такого слияния на отечественном рынке может быть приобретение агентством
Moody's Investors Service контрольного пакета акций
РА "Интерфакс" в 2004 г.
Следует отметить также, что не все ниши рейтингового бизнеса России заняты. Относительная конкуренция существует только в области банковских рейтингов. В других сегментах рынка - страховом, промышленном, региональном - она практически отсутствует.
Большинство публикуемых в России списков, ранжированных по показателям производства, экспорта-импорта, активов, а также по количеству и качеству предоставляемых услуг, по сути, не содержат рейтинговой оценки. Эти списки представляют аккумулированную и систематизированную статистическую информацию. Они выполняют узкую прикладную функцию. Например, при проведении маркетинговых исследований они помогают определить влияние тех или иных компаний на рынке, проанализировать структуру бизнеса, позиционирование его участников и основные тенденции развития. Такие продукты не вполне соответствуют термину "рейтинг" в западном понимании этого слова, так как не позволяют судить о способности и юридической обязанности субъекта экономики по полному и своевременному выполнению кредитных или иных обязательств. Недостаток профессиональных аналитических оценок и удобной для потребителей формы представления результатов оценки говорит о несовершенстве аналитической составляющей в деятельности рейтинговых агентств.
Кроме того, на российском рынке рейтинговых услуг национальными рейтинговыми агентствами соблюдаются не все общепринятые принципы и нормы делового этикета (в части независимости РА - важнейшей гарантии объективности и непредвзятости рейтинговых оценок). Зачастую рейтинги носят "заказной" характер. В этом качестве они не способствуют росту прозрачности бизнеса, финансового рынка. Они вводят в заблуждение внешних потребителей рейтинговых продуктов. Это можно расценивать как "болезни роста" на формирующемся рынке. Его развитие, необходимость зарабатывать авторитет и признание в деловом сообществе и среди органов государственного регулирования должны привести к нивелированию отклонений от норм, общепризнанных в мировом бизнес-сообществе.
Несовершенство рынка рейтинговых услуг ограничивает спрос на рейтинги в стране. Предпосылки для формирования спроса на классические рейтинги - кредитные рейтинги или рейтинги надёжности - появились в России лишь в начале 1999 г. вследствие изменившегося соотношения сил, прежде всего на финансовом рынке. Однако до настоящего времени спрос на рейтинговые услуги трудно назвать массовым. По мнению экспертов, среди внешних пользователей рейтингов наиболее высок потенциал спроса у мелких и средних инвесторов, которым не по средствам содержать дорогостоящие аналитические службы. Но полномасштабный спрос на рейтинги появится в стране лишь после многолетней практики объективных и независимых оценок.
Хотинская Г.И., Карпузов Ю.С.